Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
АСКОН сегодня История АСКОН Пресс-релизы Офисы Дилеры Клиенты Отзывы пользователей

ТРИДЦАТЬ ДВА ЧАСА, или Преподавательские истории

Л. В. Теверовский

Опубликовано: "САПР и Графика"  №8, 2000


Многие хорошо помнят лозунг эпохи развитого социализма: "Пятилетку — за четыре года" (правда, злые языки добавляли — "...в три смены, на двух станках, и за одну зарплату", но не будем о грустном). Стремление "пришпорить" время, "ускорить и углубить" присуще любому современному руководителю, который работает в условиях жесткой конкуренции в борьбе за потребителя.

Внедрение новых технологий в проектирование и производство изделий уже давно не является чьим-то капризом или прихотью. Большинству директоров и начальников не нужно доказывать необходимость оснащения конструкторских и технологических служб современным программно-аппаратным обеспечением. Однако, сделав первые необходимые шаги и оснастив рабочие места своих специалистов компьютерами и прикладными пакетами, руководитель, чаще всего, оставляет их (т.е. специалистов) наедине с новой техникой. Какие же шаги нужно еще сделать, в каком направлении, почему они часто так и не предпринимаются? Мы попробуем разобраться с этими вопросами в данной статье.

Начнем с последнего. Сегодня лишь малая часть руководителей считает затраты на обучение персонала прямыми инвестициями в развитие предприятия. Рассмотрим несколько причин подобного положения дел.

  1. Естественно — отсутствие финансов. Хотя, если реально посчитать долю затрат на обучение по сравнению со стоимостью набора оборудования и программного обеспечения, то выясняется, что выходит "экономия на спичках". Прикинем: оснащение 5-6 рабочих мест современной техникой обойдется примерно в 8 000  — 10 000 долларов (с учетом хорошего принтера и профессионального плоттера), еще 5 000 — 6 000 долларов стоит комплект программного обеспечения КОМПАС 5; при этом стоимость обучения 6 специалистов составляет всего лишь 500 долларов за курс в 32 академических часа (это 4 рабочих дня) плюс командировочные расходы преподавателя. Даже самые приблизительные подсчеты показывают, что затраты на обучение — не более 5 % от общей суммы. Так стоит ли обделять себя знаниями?
  2. Теперь предположим, что деньги — не проблема. Почему же и в этом случае предприятие зачастую отказывается от проведения обучения? Я много разговаривал с так называемыми "конечными пользователями", проще говоря, с конструкторами и технологами, по следующему поводу: кто из них участвовал в процессе принятия решения о закупках того или иного программного обеспечения. Оказывается — единицы. Обычно среди специалистов есть 1-2 человека, как сейчас говорят, "продвинутых", которые уже знают компьютер, знакомы с различными пакетами САПР. Они, естественно, оказывают влияние на руководство при решении подобных вопросов. Это правильно, но здесь есть и хорошо запрятанный подводный камень. Такие специалисты, как им кажется, не нуждаются в проведении специального обучения (на самом деле это не так, но об этом позже). К сожалению, подобный подход часто автоматически переносится на остальных сотрудников. А уж им-то и приходится расхлебывать такое "шапкозакидательство". Ведь сейчас реально на российских предприятиях не более 20-30% специалистов умеют работать на компьютерах (в "глубинке" — в Курской, Брянской, Тверской, Владимирской, Орловской, Рязанской и других областях эта цифра и того ниже — 10-15%). Причем это люди уже зрелого возраста — за 40 лет. Поверьте, я знаю, о чем говорю.
    История первая: Недавно я проводил обучение на одном предприятии в Тверской области. Все специалисты заняли свои места за компьютерами, и я попросил запустить сеанс работы с КОМПАС-ГРАФИК. Ответом было напряженное молчание. Я поинтересовался, в чем дело. Оказывается, из 5 человек четверо оказались за клавиатурой компьютера первый раз в жизни! Мне пришлось полдня давать базовые знания просто о том, как работать с файлами документов, как держать "мышку" и куда "кликать" этой самой мышкой. Другой наш преподаватель проводил обучение в одном из Бюро технической инвентаризации в Московской области. Некоторые "курсанты" не с первого раза вспомнили, что такое "точка пересечения кривых"!
    О каком самостоятельном изучении системы может идти речь в подобных случаях? Причем сильный психологический стресс от неудач только отвращает людей от компьютера, порождает неверие в свои собственные силы. Реально всего лишь одному-двум процентам персонала действительно противопоказана работа на компьютере  — так же, как не каждому дано, например, водить автомобиль. Остальные же с успехом осваивают новую технику. Нужно только им грамотно помочь. И мы знаем, как это сделать.
  3. Следующая распространенная ситуация — руководитель уверяет менеджера нашей фирмы, что его специалисты — народ грамотный и "книжки читать умеют". Тем более, уже общепризнанно, что "Руководство по эксплуатации" и "Практическое руководство" по системе КОМПАС-ГРАФИК написаны просто, доступно, рассчитаны на специалистов в своих предметных областях, а не в компьютерах. В них можно найти ответы на все возникающие вопросы. Как любит выражаться нынешняя молодежь — "Флаг вам в руки". И что же в итоге? Самый лучший исход — человек успешно осваивает систему, начинает с ней работать... но через 2-3 месяца. Нередки же случаи, когда мне приходится общаться с этими специалистами через полгода после приобретения системы и отвечать на, казалось бы, элементарные вопросы. А ведь на них мы даем четкие ответы во время прохождения учебного курса.
    История вторая: Специалисты некоего завода в Москве самостоятельно и почти успешно освоили работу с системой. Как-то по случаю я заезжал на этот завод и, естественно, речь зашла о проблемах при автоматизированном конструировании. Например, с трудом дается понимание такой возможности системы КОМПС 5, как создание на одном чертеже видов в разных масштабах. Чтобы показать увеличенное изображение отдельных элементов, конструкторы, не прошедшие курса, копируют часть изображения на свободное поле чертежа, физически увеличивая его в несколько раз. Начинают проставлять размеры и, удивляясь, что они отличаются от необходимых именно в это же число раз, конструкторы редактируют текстовые надписи, пытаясь привести их к нужным числам. Естественно, что-нибудь при этом да упустят. Так чертеж и уходит в производство. Кроме этого, при использовании буфера обмена для создания чертежей деталей со сборочного чертежа конструкторы допускают подобные же ошибки. То есть не применяют одну из главных возможностей системы автоматизизированного проектирования.
    Вообще, к сожалению, "наш человек" не очень любит работать с литературой, до всего пытаясь дойти своим умом. В этом, безусловно, есть свои плюсы, однако, затраты времени зачастую слишком велики.
  4. Переход с других систем на систему КОМПАС-График. Не секрет, что практически все, кто как-то сталкивался с САПР, хоть краем уха, но слышал о системе AutoCAD, да и на компьютере ее не было только у самых ленивых. Естественно, речь, в основном, идет о нелицензионных, а проще говоря, ворованных копиях. В настоящее время российские предприятия приходят к необходимости оснащения своих отделов отечественным лицензионным программным обеспечением. Однако при переходе на новые системы естественно возникает проблема освоения программы людьми, которые уже хорошо владеют AutoCAD'ом. По собственному опыту я знаю, как нелегок этот процесс при переходе даже с DOS-версии на Windows-версию одной и той же программы. В случае, описанном выше, проблем еще больше. Происходит почти физическое отторжение новой системы, настолько болезненным может быть этот процесс. В этом случае роль специального переходного курса изучения нового программного обеспечения просто трудно переоценить.
    История третья: Конструкторы технологического отдела крупного машиностроительного предприятия в Москве долгое время работали с AutoCAD. После принятия решения о переходе на систему КОМПАС я провел расширенный курс обучения, который включил в себя не только освоение чертежных возможностей, но и работу со специальными библиотеками и дополнительными модулями. Результат хорошо выразил один из конструкторов: " За годы работы мне пришлось пройти много разных курсов повышения квалификации. Этот курс — несомненно — один из самых интересных и, самое главное, нужных". Хотя в процессе учебы пришлось выслушать много "ностальгических" замечаний — "А вот у нас в Автокаде...".
  5. Учиться на ошибках хорошо, но лучше, чтобы эти ошибки совершали другие. Возьмем идеальный случай: конструктор самостоятельно освоил чертежные возможности системы, работает, выдает "на-гора" горы документации. Однако ему недосуг залезать во всякие системные файлы и настройки, его вроде бы устраивает состояние системы "по умолчанию". Именно здесь он очень сильно обделяет себя. В процессе работы ему приходится совершать массу рутинных операций, например, по сто раз заполнять одни и те же графы штампа, записывать одни и те же пункты технических требований и т.п. Все эти проблемы легко разрешимы, надо только знать, как это сделать. Почему бы не воспользоваться знаниями тех, кто эти процессы уже освоил? Преподаватели, работающие в фирме АСКОН — это не просто квалифицированные пользователи систем КОМПАС, это также и специалисты в практическом конструировании с многолетним опытом работы как в ручном (на кульмане), так и в автоматизированном режимах.
  6. Научиться чертить — только половина успеха. Освоение чертежных возможностей системы — еще не все. Автоматизированное проектирование включает в себя, как известно, и выполнение расчетных задач, выпуск текстовых документов, полных комплектов КД с главным документом — спецификацией на изделие. Если черчение на компьютере во многом сходно с черчением на кульмане, то выпуск спецификации, тем более связанной со сборочным чертежом, ведение электронного архива конструкторско-технологической документации требует от будущего пользователя довольно серьезной перестройки мышления и изменения самих подходов к этим процессам. Придется изучать такие термины, как объекты, описания, атрибуты, элементы и многое другое, нужно будет получить основы знаний по ведению баз данных. Освоение приемов работы с блоком проектирования спецификаций, с системой КОМПАС-МЕНЕДЖЕР — довольно сложный и трудоемкий процесс. Многие из тех, кто самостоятельно пытается изучить эти программные модули, останавливаются после неудачных попыток и делают неверное заключение о том, что системы сложны и неудобны. Тем самым они упускают возможность существенно облегчить себе в будущем свою работу по изменению конструкции, созданию новых проектов на основе уже существующих и т.п.
    История четвертая: Конструкторское бюро из системы Министерства путей сообщения увеличило количество рабочих мест, оснащенных комплексом КОМПАС-График, и провело курс обучения для новых пользователей. Сотрудники, которые освоили систему ранее (самостоятельно), попросили меня провести несколько дополнительных консультаций по работе с модулем проектирования спецификаций, который, как они считали, ими уже изучен. Выяснилось, что такая уверенность была несколько преждевременной, так как конструкторы освоили лишь самые базовые принципы работы: составление спецификации, не связанной со сборочным чертежом, в ручном режиме. Результатом проведенных консультаций стало резкое повышение качества проектирования, надежности полученных результатов и удобства работы.
  7. Учебный курс — не просто получение знаний, как работать с системой. Довольно часто имеет место следующая ситуация: в конце обучения у нас остается 1,5-2 часа свободного времени, его я обычно затрачиваю на то, чтобы показать пользователям дополнительные возможности работы с программой, а также демонстрирую расчетные модули и библиотеки. Обычно речь идет о модулях расчета механических передач, пружин, о системе трехмерного твердотельного моделирования. Примерно в половине случаев оказывается, что отдел АСУ предприятия не закупил для специалистов именно те библиотеки, которые наиболее применимы в их повседневной работе и существенно облегчают и ускоряют дело, а ограничился базовым графическим модулем.
    История пятая: Не так давно я обучал конструкторов мебели на большом деревообрабатывающем предприятии в Брянской области. Как я рассказывал выше, в конце курса мы познакомились с некоторыми дополнительными библиотеками, входящими в комплекс КОМПАС-График. Выяснилось, что им часто приходится проектировать приспособления для ремонта импортного оборудования, установленного на заводе. Также большой интерес вызвал 3D-модуль, который хорошо подходит для проектирования корпусных деталей мебели сложной формы. Буквально через месяц после моего возвращения в Москву предприятие докупило для своих конструкторов модуль КОМПАС-SHAFT для проектирования тел вращения и механических передач и модуль трехмерного моделирования КОМПАС-3D.

Вот, пожалуй, основные доводы в пользу проведения курса специального обучения. Не хотелось бы, конечно, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто автор считает невозможным успешное самостоятельное освоение системы. Это, естественно, не так: не боги горшки обжигают, да и сам автор все осваивал самостоятельно. Именно поэтому, набив кучу шишек, хочется помочь коллегам облегчить это тернистый путь.

И нужно для этого всего-то ничего — те самые 32 часа, о которых сказано в названии статьи, и желание (непременно — желание) узнать и освоить новое, интересное и увлекательное дело, каким является проектирование с помощью компьютера. Те, кто хочет подробнее узнать об особенностях проведения курсов обучения системам КОМПАС 5, могут ознакомиться со статьей "Ликбез" на рубеже веков, опубликованной в одном из номеров "САПР и Графика" за 2000 год, а также обратиться в фирму "АСКОН".

АСКОН сегодня История АСКОН Пресс-релизы Офисы Дилеры Клиенты Отзывы пользователей
Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Hosted by uCoz