ТРИДЦАТЬ ДВА ЧАСА, или Преподавательские истории
Л. В. Теверовский
Опубликовано: "САПР и Графика" №8, 2000
Многие хорошо помнят лозунг эпохи развитого социализма: "Пятилетку
за четыре года" (правда, злые языки добавляли "...в
три смены, на двух станках, и за одну зарплату", но не будем о грустном).
Стремление "пришпорить" время, "ускорить и углубить"
присуще любому современному руководителю, который работает в условиях
жесткой конкуренции в борьбе за потребителя.
Внедрение новых технологий в проектирование и производство изделий уже
давно не является чьим-то капризом или прихотью. Большинству директоров
и начальников не нужно доказывать необходимость оснащения конструкторских
и технологических служб современным программно-аппаратным обеспечением.
Однако, сделав первые необходимые шаги и оснастив рабочие места своих
специалистов компьютерами и прикладными пакетами, руководитель, чаще всего,
оставляет их (т.е. специалистов) наедине с новой техникой. Какие же шаги
нужно еще сделать, в каком направлении, почему они часто так и не предпринимаются?
Мы попробуем разобраться с этими вопросами в данной статье.
Начнем с последнего. Сегодня лишь малая часть руководителей считает затраты
на обучение персонала прямыми инвестициями в развитие предприятия. Рассмотрим
несколько причин подобного положения дел.
- Естественно отсутствие финансов. Хотя,
если реально посчитать долю затрат на обучение по сравнению со стоимостью
набора оборудования и программного обеспечения, то выясняется, что выходит
"экономия на спичках". Прикинем: оснащение 5-6 рабочих мест
современной техникой обойдется примерно в 8 000 10 000
долларов (с учетом хорошего принтера и профессионального плоттера),
еще 5 000 6 000 долларов стоит комплект программного обеспечения
КОМПАС 5; при этом стоимость обучения 6 специалистов составляет всего
лишь 500 долларов за курс в 32 академических часа (это 4 рабочих дня)
плюс командировочные расходы преподавателя. Даже самые приблизительные
подсчеты показывают, что затраты на обучение не более 5
% от общей суммы. Так стоит ли обделять себя знаниями?
- Теперь предположим, что деньги не проблема.
Почему же и в этом случае предприятие зачастую отказывается от проведения
обучения? Я много разговаривал с так называемыми "конечными пользователями",
проще говоря, с конструкторами и технологами, по следующему поводу:
кто из них участвовал в процессе принятия решения о закупках того или
иного программного обеспечения. Оказывается единицы. Обычно
среди специалистов есть 1-2 человека, как сейчас говорят, "продвинутых",
которые уже знают компьютер, знакомы с различными пакетами САПР. Они,
естественно, оказывают влияние на руководство при решении подобных вопросов.
Это правильно, но здесь есть и хорошо запрятанный подводный камень.
Такие специалисты, как им кажется, не нуждаются в проведении специального
обучения (на самом деле это не так, но об этом позже). К сожалению,
подобный подход часто автоматически переносится на остальных сотрудников.
А уж им-то и приходится расхлебывать такое "шапкозакидательство".
Ведь сейчас реально на российских предприятиях не более 20-30% специалистов
умеют работать на компьютерах (в "глубинке" в
Курской, Брянской, Тверской, Владимирской, Орловской, Рязанской и других
областях эта цифра и того ниже 10-15%). Причем это люди
уже зрелого возраста за 40 лет. Поверьте, я знаю, о чем
говорю.
История первая: Недавно я проводил обучение
на одном предприятии в Тверской области. Все специалисты заняли свои
места за компьютерами, и я попросил запустить сеанс работы с КОМПАС-ГРАФИК.
Ответом было напряженное молчание. Я поинтересовался, в чем дело. Оказывается,
из 5 человек четверо оказались за клавиатурой компьютера первый раз
в жизни! Мне пришлось полдня давать базовые знания просто о том, как
работать с файлами документов, как держать "мышку" и куда
"кликать" этой самой мышкой. Другой наш преподаватель проводил
обучение в одном из Бюро технической инвентаризации в Московской области.
Некоторые "курсанты" не с первого раза вспомнили, что такое
"точка пересечения кривых"!
О каком самостоятельном изучении системы может идти речь в подобных
случаях? Причем сильный психологический стресс от неудач только отвращает
людей от компьютера, порождает неверие в свои собственные силы. Реально
всего лишь одному-двум процентам персонала действительно противопоказана
работа на компьютере так же, как не каждому дано, например,
водить автомобиль. Остальные же с успехом осваивают новую технику. Нужно
только им грамотно помочь. И мы знаем, как это сделать.
- Следующая распространенная ситуация руководитель
уверяет менеджера нашей фирмы, что его специалисты народ
грамотный и "книжки читать умеют". Тем более, уже общепризнанно,
что "Руководство по эксплуатации" и "Практическое руководство"
по системе КОМПАС-ГРАФИК написаны просто, доступно, рассчитаны на специалистов
в своих предметных областях, а не в компьютерах. В них можно найти ответы
на все возникающие вопросы. Как любит выражаться нынешняя молодежь
"Флаг вам в руки". И что же в итоге? Самый лучший исход
человек успешно осваивает систему, начинает с ней работать... но через
2-3 месяца. Нередки же случаи, когда мне приходится общаться с этими
специалистами через полгода после приобретения системы и отвечать на,
казалось бы, элементарные вопросы. А ведь на них мы даем четкие ответы
во время прохождения учебного курса.
История вторая: Специалисты некоего
завода в Москве самостоятельно и почти успешно освоили работу с системой.
Как-то по случаю я заезжал на этот завод и, естественно, речь зашла
о проблемах при автоматизированном конструировании. Например, с трудом
дается понимание такой возможности системы КОМПС 5, как создание на
одном чертеже видов в разных масштабах. Чтобы показать увеличенное изображение
отдельных элементов, конструкторы, не прошедшие курса, копируют часть
изображения на свободное поле чертежа, физически увеличивая его в несколько
раз. Начинают проставлять размеры и, удивляясь, что они отличаются от
необходимых именно в это же число раз, конструкторы редактируют текстовые
надписи, пытаясь привести их к нужным числам. Естественно, что-нибудь
при этом да упустят. Так чертеж и уходит в производство. Кроме этого,
при использовании буфера обмена для создания чертежей деталей со сборочного
чертежа конструкторы допускают подобные же ошибки. То есть не применяют
одну из главных возможностей системы автоматизизированного проектирования.
Вообще, к сожалению, "наш человек" не очень любит работать
с литературой, до всего пытаясь дойти своим умом. В этом, безусловно,
есть свои плюсы, однако, затраты времени зачастую слишком велики.
- Переход с других систем на систему КОМПАС-График.
Не секрет, что практически все, кто как-то сталкивался с САПР, хоть
краем уха, но слышал о системе AutoCAD, да и на компьютере ее не было
только у самых ленивых. Естественно, речь, в основном, идет о нелицензионных,
а проще говоря, ворованных копиях. В настоящее время российские предприятия
приходят к необходимости оснащения своих отделов отечественным лицензионным
программным обеспечением. Однако при переходе на новые системы естественно
возникает проблема освоения программы людьми, которые уже хорошо владеют
AutoCAD'ом. По собственному опыту я знаю, как нелегок этот процесс при
переходе даже с DOS-версии на Windows-версию одной и той же программы.
В случае, описанном выше, проблем еще больше. Происходит почти физическое
отторжение новой системы, настолько болезненным может быть этот процесс.
В этом случае роль специального переходного курса изучения нового программного
обеспечения просто трудно переоценить.
История третья: Конструкторы технологического
отдела крупного машиностроительного предприятия в Москве долгое время
работали с AutoCAD. После принятия решения о переходе на систему КОМПАС
я провел расширенный курс обучения, который включил в себя не только
освоение чертежных возможностей, но и работу со специальными библиотеками
и дополнительными модулями. Результат хорошо выразил один из конструкторов:
" За годы работы мне пришлось пройти много разных курсов повышения
квалификации. Этот курс несомненно один из самых
интересных и, самое главное, нужных". Хотя в процессе учебы пришлось
выслушать много "ностальгических" замечаний "А
вот у нас в Автокаде...".
- Учиться на ошибках хорошо, но лучше, чтобы эти ошибки совершали
другие. Возьмем идеальный случай: конструктор самостоятельно
освоил чертежные возможности системы, работает, выдает "на-гора"
горы документации. Однако ему недосуг залезать во всякие системные файлы
и настройки, его вроде бы устраивает состояние системы "по умолчанию".
Именно здесь он очень сильно обделяет себя. В процессе работы ему приходится
совершать массу рутинных операций, например, по сто раз заполнять одни
и те же графы штампа, записывать одни и те же пункты технических требований
и т.п. Все эти проблемы легко разрешимы, надо только знать, как это
сделать. Почему бы не воспользоваться знаниями тех, кто эти процессы
уже освоил? Преподаватели, работающие в фирме АСКОН это
не просто квалифицированные пользователи систем КОМПАС, это также и
специалисты в практическом конструировании с многолетним опытом работы
как в ручном (на кульмане), так и в автоматизированном режимах.
- Научиться чертить только половина успеха.
Освоение чертежных возможностей системы еще не все. Автоматизированное
проектирование включает в себя, как известно, и выполнение расчетных
задач, выпуск текстовых документов, полных комплектов КД с главным документом
спецификацией на изделие. Если черчение на компьютере во многом сходно
с черчением на кульмане, то выпуск спецификации, тем более связанной
со сборочным чертежом, ведение электронного архива конструкторско-технологической
документации требует от будущего пользователя довольно серьезной перестройки
мышления и изменения самих подходов к этим процессам. Придется изучать
такие термины, как объекты, описания, атрибуты, элементы и многое другое,
нужно будет получить основы знаний по ведению баз данных. Освоение приемов
работы с блоком проектирования спецификаций, с системой КОМПАС-МЕНЕДЖЕР
довольно сложный и трудоемкий процесс. Многие из тех, кто самостоятельно
пытается изучить эти программные модули, останавливаются после неудачных
попыток и делают неверное заключение о том, что системы сложны и неудобны.
Тем самым они упускают возможность существенно облегчить себе в будущем
свою работу по изменению конструкции, созданию новых проектов на основе
уже существующих и т.п.
История четвертая: Конструкторское
бюро из системы Министерства путей сообщения увеличило количество рабочих
мест, оснащенных комплексом КОМПАС-График, и провело курс обучения для
новых пользователей. Сотрудники, которые освоили систему ранее (самостоятельно),
попросили меня провести несколько дополнительных консультаций по работе
с модулем проектирования спецификаций, который, как они считали, ими
уже изучен. Выяснилось, что такая уверенность была несколько преждевременной,
так как конструкторы освоили лишь самые базовые принципы работы: составление
спецификации, не связанной со сборочным чертежом, в ручном режиме. Результатом
проведенных консультаций стало резкое повышение качества проектирования,
надежности полученных результатов и удобства работы.
- Учебный курс не просто получение знаний, как работать
с системой. Довольно часто имеет место следующая ситуация:
в конце обучения у нас остается 1,5-2 часа свободного времени, его я
обычно затрачиваю на то, чтобы показать пользователям дополнительные
возможности работы с программой, а также демонстрирую расчетные модули
и библиотеки. Обычно речь идет о модулях расчета механических передач,
пружин, о системе трехмерного твердотельного моделирования. Примерно
в половине случаев оказывается, что отдел АСУ предприятия не закупил
для специалистов именно те библиотеки, которые наиболее применимы в
их повседневной работе и существенно облегчают и ускоряют дело, а ограничился
базовым графическим модулем.
История пятая: Не так давно я обучал
конструкторов мебели на большом деревообрабатывающем предприятии в Брянской
области. Как я рассказывал выше, в конце курса мы познакомились с некоторыми
дополнительными библиотеками, входящими в комплекс КОМПАС-График. Выяснилось,
что им часто приходится проектировать приспособления для ремонта импортного
оборудования, установленного на заводе. Также большой интерес вызвал
3D-модуль, который хорошо подходит для проектирования корпусных деталей
мебели сложной формы. Буквально через месяц после моего возвращения
в Москву предприятие докупило для своих конструкторов модуль КОМПАС-SHAFT
для проектирования тел вращения и механических передач и модуль трехмерного
моделирования КОМПАС-3D.
Вот, пожалуй, основные доводы в пользу проведения курса специального
обучения. Не хотелось бы, конечно, чтобы у читателя сложилось впечатление,
будто автор считает невозможным успешное самостоятельное освоение системы.
Это, естественно, не так: не боги горшки обжигают, да и сам автор все
осваивал самостоятельно. Именно поэтому, набив кучу шишек, хочется помочь
коллегам облегчить это тернистый путь.
И нужно для этого всего-то ничего те самые 32 часа, о которых
сказано в названии статьи, и желание (непременно желание)
узнать и освоить новое, интересное и увлекательное дело, каким является
проектирование с помощью компьютера. Те, кто хочет подробнее узнать об
особенностях проведения курсов обучения системам КОМПАС 5, могут ознакомиться
со статьей "Ликбез" на рубеже веков, опубликованной в одном
из номеров "САПР и Графика" за 2000 год, а также обратиться
в фирму "АСКОН".
|