|
Главная | Программное обеспечение | Статьи | Прайс-листы | Инициативы | О компании |
Продукты и решения КОМПАС | Опыт успешной автоматизации | Обучение персонала ключ к успешному внедрению | Управление электронным документооборотом |
Добавим оборотов...Лев Теверовский Опубликовано: "САПР и Графика" №2, 2002 В чем счастье конструктора? Предположим, что он уже поменял работу и нашел ту область, которая ему нравится, у него неплохая зарплата, хороший коллектив. Далее, так как он человек современный, хочется ему сменить опостылевший кульман на экран монитора, и работать в какой-либо системе проектирования (далее будет понятно, в какой именно). Сбывается и эта мечта, и вот он, положив руку на мышку, чертит-чертит-чертит. И тут постепенно первые восторги проходят, и конструктор понимает, что замена кульмана на компьютер только первый, необходимый, но совершенно недостаточный шаг в переходе на новые уровни проектирования. Становится ясно, что для полноценной работы профессионалу нужен не просто графический редактор, пусть и с трехмерным моделированием. Нет, ему нужны специализированные САПР, с большими базами данных, с системами расчетов, подбора и поиска. А уж если эти прикладные, как сейчас принято говорить САПР работают в связке с удобным универсальным инструментом, то о большем и мечтать не приходится (помечтаем, конечно, но потом). Нам кажется, что именно в таком направлении развивается известная система
проектирования КОМПАС-ГРАФИК российской компании АСКОН. Сегодня мы представляем
первые шаги компании в направлении создания специализированной САПР для
разработки электропривода прикладную Библиотеку электродвигателей.
Главное окно Библиотеки соответствует стандарту, принятому в системе КОМПАС (рис.1):
Чтобы просмотреть полный список имеющихся в Библиотеке видов, марок и типо-размеров электродвигателей, необходимо просто дважды щелкнуть мышкой на соответствующей строке в главном окне. Компьютер ненадолго задумается, а затем взору пользователя предстанет следующее окно (рис.2), в котором можно не только увидеть искомый перечень, но также узнать основные характеристики двигателей, такие как Мощность (кВт), Число оборотов выходного вала (об/мин), причем не только номинальное (синхронное), но и реальное, с учетом скольжения, Диаметр выходного конца вала (мм), Момент инерции вала (кг*кв.м), КПД (%), Масса двигателя (кг). Для электродвигателей постоянного тока, шаговых, коллекторных здесь появляются данные о номинальном и пусковом токах (А), а также некоторые другие сведения, специфические именно для выбранной группы. В этом окне конструктор также узнает данные о вариантах исполнения по монтажу, о вариантах по климатическому исполнению. В окне просмотра появляется слайд с изображением двигателя. Можно настроить отрисовку слайда (а далее, и изображения на чертеже), переключая опции в нижней левой и правой частях окна. Один и тот же двигатель можно отрисовать в видах слева, справа, спереди, сзади и даже сверху. Можно также выключить отрисовку оси, если нужная для привязки ось уже есть на чертеже.
Для получения более полной информации о выбранном двигателе (точнее, о "семействе" двигателей) можно нажать кнопку Сведения (рис.3). Появившееся окно проинформирует проектировщика о допускаемых режимах работы двигателей по ГОСТ 183, об исполнении по степени защиты по ГОСТ 17494, о способах охлаждения по ГОСТ 20459. Здесь же имеются данные по соотношениям моментов на валу двигателя, что очень важно для расчетов пусковых режимов привода. И, наконец, службы снабжения узнают о предприятиях-изготовителях данной модели двигателя и о фирме-разработчике.
Просмотр всего списка двигателей занятие довольно утомительное. Поэтому в Библиотеке предусмотрена возможность установки фильтров для подбора двигателя по заданным параметрам. Можно произвести поиск по наименованию марки, по диапазону мощностей, по номинальной частоте вращения выходного вала и по "габариту" высоте оси двигателя. Чтобы произвести поиск по параметру, нужно в разделе Фильтр (рис.4) "отметить" соответствующую опцию и в ввести необходимое число или запись, либо выбрать нужное из прилагающегося списка. После нажатия кнопки Выбрать в окне появятся только те двигатели, которые отвечают установленным критериям.
И вот, наконец, двигатель выбран, установлены параметры его отрисовки. Нажимаем кнопку ОК, и на поле чертежа появляется фантом изображения (рис.5). Можно изменить наклон оси двигателя, введя в поле Угол в строке параметров чертежа нужную величину; кроме того, если пользователь увидел, что по габаритам двигатель "не проходит", можно в окне Библиотеки выбрать новые параметры двигателя или варианты отрисовки.
Если пользователь работает со сборочным чертежом в режиме автоматического создания спецификации, то встроенные средства Библиотеки позволяют занести стандартизованное обозначение выбранного двигателя в раздел Прочие изделия (обозначение формируется автоматически, но его также можно отредактировать и вручную) (рис.6). Можно также проставить позиционную линию-выноску к изображению изделия, причем номер позиции будет жестко связан со строкой спецификации, соответствующей данному двигателю.
Изображение электродвигателя на чертеже существует не само по себе, а "помнит о своих корнях". В любой момент его можно отредактировать, т.е. полностью изменить параметры двигателя или вариант отрисовки (конечно, это возможно только в том случае, если конструктор не "разрушил" изображение). Нужно просто дважды "щелкнуть" мышкой на изображении двигателя. После подтверждения изменений автоматически перестраивается не только графическое изображение в чертеже, но и соответствующая строка в спецификации (например, в ней меняется обозначение двигателя). Все вышесказанное относится к ситуации, когда конструктор уже знает приблизительные параметры выбираемого электродвигателя. А если нет? В этой ситуации ему может помочь специальный модуль Библиотеки Мастер подбора электродвигателя (рис.7). Этот модуль позволяет постепенно вводить параметры будущего привода, такие как Передаточное отношение, КПД ступеней (пример на рис.8), Силовые характеристики выходного звена и некоторые другие. После того, как конструктор ввел все необходимые данные, он может выбрать тип двигателя, а затем произвести поиск в этой группе по уже рассчитанным параметрам (рис.9). Если в данной группе есть модели двигателей, удовлетворяющие всем требованиям, то можно перейти к отрисовке двигателя на чертеже, если же такой двигатель в базе не найден, необходимо скорректировать параметры привода.
А вы спрашиваете, в чем счастье конструктора? По-моему, все ясно! |
Продукты и решения КОМПАС | Опыт успешной автоматизации | Обучение персонала ключ к успешному внедрению | Управление электронным документооборотом |
Главная | Программное обеспечение | Статьи | Прайс-листы | Инициативы | О компании |