Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D

КОМПАС-АВТОПРОЕКТ на волжских берегах

Лев Теверовский

Опубликовано: "САПР и Графика"  №7, 2002


Постепенное возрождение отечественного машиностроения (пускай и не очень высокими темпами) становится заметным по тому интересу, который проявляют российские предприятия к внедрению современных технологий проектирования и производства. Кроме того, если еще год-два назад компании оснащали свои службы в основном системами автоматизированного конструирования, то сегодня появилась отчетливая тенденция к приобретению систем автоматизированного проектирования технологических процессов. Компания АСКОН в 2001 году, а также в начале 2002 года отметила существенный рост интереса к своей системе КОМПАС-АВТОПРОЕКТ. В предыдущих номерах журнала "САПР и графика" уже публиковались статьи о возможностях и особенностях данной разработки. Однако, по мнению автора, необходимо рассказать и об опыте реального внедрения системы на российских заводах. За материалами я направился в старинный русский город на берегах Волги — Ярославль. Здешние предприятия давно являются пользователями линейки продуктов КОМПАС — это и Фритэкс, и Ярославский завод дизельной аппаратуры, и Ярославский электровозоремонтный завод, и многие другие. Однако КОМПАС-АВТОПРОЕКТ появился на предприятиях региона совсем недавно. Каковы же первые впечатления пользователей от этой новой для них системы?

Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) — ведущий производитель топливоподающих систем для дизельных двигателей, производящихся в СНГ. Он является поставщиком заводов ЗИЛ, ГАЗ, КДЗ. Продукция ЯЗДА также используется в двигателях Ярославского, Волгоградского, Минского моторных заводов. А перспективные разработки конструкторов ЯЗДА дали возможность двигателям заводов-потребителей пройти сертификацию на выполнение требований норм ЕВРО-1 и ЕВРО-2. В списке производимой продукции — рядные и V-образные топливные насосы, распылители, форсунки, плунжерные и клапанные пары, пружины, различный режущий инструмент. Последние 15 лет завод не только производит новые изделия, но и активно ремонтирует аппаратуру с использованием заводских технологий основного производства и на основном оборудовании.

Г.П. Полозова, начальник отдела САПР ЯЗДА: "Мы используем КОМПАС-АВТОПРОЕКТ примерно с середины 2001 года. Сегодня у нас установлено 7 рабочих мест, на которых приходится работать почти 20 специалистам попеременно (остро не хватает техники и средств). 2 места установлено в технологическом бюро термогальванического цеха, одно место в цехе мелких серий, еще одно установлено в техбюро цеха форсунок, два места — в техбюро экспериментального цеха. Система нам понравилась, ее быстро осваивают специалисты разного возраста и разного уровня компьютерной подготовки. Наличие в поставке готовых модулей (например, составления техпроцессов по механообработке) позволило нам быстро начать работу по внедрению системы в процесс технологической подготовки. Сегодня те специалисты, которые уже освоили работу с системой, уже буквально "дерутся" за машинное время, не желая работать по старинке. Мы активно используем в работе те базы инструмента и оборудования, которые есть в поставке, а также готовимся к подключению своих баз. Мы подошли к освоению системы так: наш специалист прошел курс обучения в компании АСКОН, а теперь он сам обучает технологов работе с КОМПАС-АВТОПРОЕКТ. В той версии системы, с которой мы работаем, еще нет, к сожалению, модуля трудового нормирования, но, насколько мне известно, сейчас завершается его разработка. Мы очень ждем его появления в составе программы. Думаю, этот модуль будет воспринят всеми технологами с огромным интересом".

А.Н. Платонов, начальник конструкторско-технологического бюро экспериментального цеха: "Я занимаюсь вопросами внедрения САПР с 1984 года, успел за это время ознакомиться с разными системами конструирования и технологической подготовки производства. Могу сказать, что связка КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС-АВТОПРОЕКТ, на мой взгляд, сегодня наиболее удобна для сквозной автоматизации, во всяком случае, для таких производств, как наше. Мы в бюро используем пока только 2 места, где есть и КОМПАС-ГРАФИК, и КОМПАС-АВТОПРОЕКТ, но даже такими малыми силами уже выпускается 80% всей конструкторско-технологической документации цеха. Мне нравятся принципы создания проектов, заложенные в КОМПАС-АВТОПРОЕКТ, открытость системы, возможность подключать к ней как дополнительные модули, так и собственные базы. По поводу опасений многих технологов старшего поколения, что компьютерное проектирование сложно в освоении, могу сказать — у меня в бюро эти системы освоили женщины 50-летнего возраста, и с огромным удовольствием работают с ними".

Двигатель автомобиля — это его сердце. Но не менее важными элементами являются и "ноги" машины — ее колеса, а еще точнее — ее "обувь", то есть шины. Автомобилисты знают, что от свойств шин напрямую зависят комфорт и безопасность движения. Добиться высокого качества продукции можно сочетанием различных факторов. Разработка и изготовление современной передовой оснастки для производства автопокрышек — один из них.

ОАО "ИФО" (Инструмент. Формы. Оснастка) как раз и занимается этим. Фирма специализируется на производстве пресс-форм для вулканизации шин и формовых резинотехнических изделий, различных видов инструмента, пресс-форм для пластмасс, штамповой оснастки. Компания располагает специализированным цехом со всеми видами оборудования для производства изделий со сложными поверхностями, имеет участок алюминиевого литья для изготовления вкладышей в пресс-формы. Также есть специальное инструментальное производство, оснащенное, в том числе, и станками с ЧПУ.
Понятно, что предприятие не могло пройти мимо современного программного обеспечения для проектирования изделий и технологической подготовки производства. Сегодня наиболее сложные узлы "обрабатываются" с использованием CAM-системы CIMATRON-90 версии 8. Кроме того, успешно применяется и система КОМПАС-АВТОПРОЕКТ.

В.Н. Бычков, начальник технологического бюро: "Сегодня мы используем два рабочих места системы КОМПАС-АВТОПРОЕКТ, которую мы выбрали, проведя до этого опытную эксплуатацию других аналогичных систем, в частности ТехноПро. У нас установлен сетевой вариант, при этом в разное время работают 3 технолога. Система мощная, удобная, открытая для дальнейшего наращивания, в том числе и для подключения наших собственных баз по оборудованию и инструменту. Мы также используем в различных конструкторских работах систему КОМПАС-ГРАФИК, правда, пока не очень активно. Но постепенно планируем расширять ее внедрение".

Как известно, Ярославль является одним из центров российской шинной промышленности. Многие предприятия города, как и фирма "ИФО", работают в этой области. Шинное производство — довольно специфичный вид деятельности, оно требует создания и внедрения нестандартных видов станков и оборудования.

Открытое акционерное общество "Ярославский завод опытных машин" (ОАО ЯрЗОМ) изготавливает самое разнообразное оборудование для шинной промышленности — диагонально-резательные станки, агрегаты для изготовления бортовых колец и крыльев покрышек, полуавтоматы для сборки радиальных и диагональных шин для легковых, грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

В некотором роде специфика завода в том, что конструкторскую документацию на изделия предприятие получает из ОАО НИИШинМаш, а производство имеет мелкосерийный или вообще единичный характер. Поэтому роль заводских технологических отделов особенно велика.

Н.Е. Новикова, руководитель конструкторской группы ОГТ: "Наше бюро более полугода успешно работает со связкой продуктов КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС-АВТОПРОЕКТ. К большому сожалению, у нас всего один компьютер на весь отдел, с ним по очереди работают 3 конструктора оснастки и 2 технолога. Но даже такой "рваный" режим работы позволил нам довольно быстро освоить системы, мы научились делать собственные формы технологических документов и отчетов, не говоря уж о том, что теперь стараемся делать сквозной техпроцесс — от изготовления деталей до сборки — только на компьютере. В тесном сотрудничестве с ярославским представительством компании АСКОН мы разрабатываем дополнительные подпрограммы с учетом нашей специфики. Главная наша проблема сейчас — отсутствие средств на компьютерную технику и программное обеспечение. Как только мы сможем увеличить количество рабочих мест конструкторов и технологов, работа пойдет еще активнее — наши сотрудники и сотрудницы с огромным интересом осваивают работу с системами КОМПАС".

Вообще, после посещения нескольких предприятий региона можно сделать вывод, что основной проблемой в деле оснащения CAD/CAM системами сегодня является финансирование. Опытная эксплуатация КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС-АВТОПРОЕКТ показывает, что эти системы удовлетворяют практически всем современным требованиям. Безусловно, у каждого предприятия есть свои, иногда довольно специфические, запросы, относящиеся к формам отчетов, к наличию тех или иных баз данных. Все они быстро удовлетворяются как силами центрального (московского) офиса компании АСКОН в сотрудничестве со специалистами предприятий, так и силами специалистов региональных представительств компании.

Интересно, что если ранее приходилось долго убеждать руководителей предприятий в необходимости оснащения современными САПР, то сейчас они сами осознают важность такого шага. Мало того, руководство заводов понимает, что приобретение самих программ — только полдела. Необходимо готовить и обучать персонал, вводить изучение соответствующего программного обеспечения на профильных кафедрах вузов.

Поэтому нередки обращения директоров предприятий и фирм к ректоратам и деканатам высших учебных заведений своего региона с просьбой о включении в учебные планы курсов изучения САПР КОМПАС. Сегодня более 300 колледжей, техникумов, вузов и военных училищ России и СНГ применяют в процессе обучения программные продукты семейства КОМПАС (в основном — чертежно-графический редактор и систему трехмерного моделирования). Несмотря на то, что КОМПАС-АВТОПРОЕКТ входит в бесплатный комплект программного обеспечения, поставляемый учебным заведениям, пока лишь немногие преподаватели включают его в учебный процесс (такой курс организован, например, в Нальчике, в Кабардино-Балкарском госуниверситете). Однако рост спроса на программы технологической подготовки производства неизбежно приведет к необходимости подготовки в этом направлении молодых специалистов. Аналогичный опыт взаимодействия промышленности и образовательных учреждений в Самаре (см. "САПР и графика" №4'2002, статья "Как "раскрутить" турбину") показывает, что такой путь очень продуктивен. В Ярославском государственном техническом университете уже изучают КОМПАС-ГРАФИК, теперь пришло время активно заняться и системой КОМПАС-АВТОПРОЕКТ.
Внедрение САПР на ярославских предприятиях во многом схоже с такими же процессами в других регионах страны. Компания АСКОН и далее будет прилагать все усилия, чтобы сложностей у Заказчиков стало меньше, а успехов и экономической выгоды — больше.

Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D
Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Hosted by uCoz