|
Главная | Программное обеспечение | Статьи | Прайс-листы | Инициативы | О компании |
Продукты и решения КОМПАС | Опыт успешной автоматизации | Обучение персонала ключ к успешному внедрению | Управление электронным документооборотом |
"Ликбез" на рубеже вековЛ.В.Теверовский Опубликовано: "САПР и Графика" N 5, 2000 Людям старшего и среднего возрастов хорошо знаком термин "ликбез", который был очень популярен в Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Это слово уже, казалось бы, вышло из обращения, безграмотность в стране удалось ликвидировать. Однако сегодня, на рубеже не только веков, но и тысячелетий, этот забытый термин обретает "второе дыхание". Правда, теперь речь идет о ликвидации компьютерной безграмотности. Молодежь, прочтя эти строки, только ехидно улыбнется: о какой безграмотности может идти речь, когда современный молодой человек не представляет себе нынешнюю жизнь без использования компьютера в самых разных отраслях деятельности. Однако не все просто "в датском королевстве". Я не зря упомянул в начале статьи людей старшего поколения. Массовое внедрение вычислительной техники в производство и проектирование изделий сильно тормозится из-за неготовности персонала к использованию современных компьютерных технологий. Причем это нельзя назвать косностью, консерватизмом или другими обидными словами многие инженеры возраста за 45-50 лет постоянно следят за новинками в своей области знаний, выдавая решения, которым позавидуют их молодые коллеги. Это не пустые слова, автор сам многократно общался и общается с такими людьми. Они относятся к компьютеру с опаской, часто просто боятся нажать на клавишу из-за опасения что-то "испортить". И, тем не менее, жизнь берет свое, компьютерное проектирование завоевывает все большую популярность. Люди начинают понимать это, чувствуя, что пройдет еще немного времени, и человек, не освоивший новые системы, будет отброшен на обочину, да и просто может лишиться работы. Рассмотрим стандартную ситуацию: руководитель предприятия принял решение об оснащении рабочих мест современной техникой и программами, отдел АСУ все это закупил и установил. Что дальше? А дальше все очень просто. Пара-тройка молодых ребят быстро осваивают системы, остальные долго мучаются, работа стоит, ведь никто сотрудников от "текучки" не освобождал, а начальство, естественно, ждет не дождется результатов, а их почти нет. Одной из основных причин возникновения подобной ситуации сейчас является то, что предприятие упускает очень важный компонент внедрения компьютерных систем – обучение персонала. Вот тут-то на первый план и выходит необходимость компьютерного "ликбеза" у проектировщиков и конструкторов промышленных предприятий и фирм. Не зря западные софтверные фирмы уделяют огромное внимание процессу обучения и внедрения своих продуктов у конечных пользователей, содержат целые отделы специалистов данного направления. Постепенно эта тенденция проникает и на российский рынок. В данной статье мне хотелось бы рассказать о работе подобного отдела в одной из наиболее динамично развивающихся фирм – российской компании АСКОН, которая уже более 10 лет успешно внедряет программные комплексы САПР собственной разработки на отечественных предприятиях. Еще 2-3 года назад в штате фирмы было всего два специалиста (по одному в Санкт-Петербурге и Москве), которые время от времени выезжали на предприятия и проводили недельные курсы обучения. Однако в последнее время ситуация резко изменилась, объем работы сильно вырос, и за короткий срок штат преподавателей увеличился до шести человек и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Какие же услуги в данном направлении предлагает пользователям компания АСКОН?
Определенные требования мы предъявляем к предварительной компьютерной подготовке инженеров. Желательно, чтобы они хотя бы немного ориентировались в операционной системе, знали принципы работы с "мышкой", умели копировать, стирать, перемещать файлы (и, естественно, понимали, что это такое). К сожалению, нередки случаи, когда в одной группе собираются люди с "нулевой" подготовкой и вполне "продвинутые" пользователи. Кроме того, наилучшие результаты достигаются тогда, когда у каждого человека свой компьютер, и эти компьютеры приблизительно равны по производительности. Поэтому хотелось бы дать некоторые рекомендации руководителям и специалистам отделов предприятий, которые организуют обучение:
Как же построен стандартный курс обучения? Примерно полдня инженеры под руководством преподавателя знакомятся с интерфейсом системы, учатся создавать новые документы (пока пустые), открывать для редактирования уже существующие чертежи и фрагменты, записывать на диск измененные документы. Затем мы по шагам настраиваем параметры рабочего поля, цвет и толщины линий, которыми предстоит вычерчивать изображение, настраиваем вид курсора, панели инструментов и команд. Таким образом, мы подготавливаем рабочее место для того, чтобы сам процесс конструирования проходил без излишнего утомления. Затем, в зависимости от специализации предприятия, группа выполняет вычерчивание характерного чертежа, причем на первых этапах черчения "курсанты" просто следуют прямым указаниям преподавателя, затем "давление" ослабевает, и к концу работы над этим чертежом некоторые отдельные виды, разрезы и сечения специалисты выполняют уже самостоятельно. На этих этапах преподаватель осуществляет постоянный контроль за выполнением задания, на ходу помогая разрешить все возникающие проблемы. Обычно этот процесс занимает от 1,5 до 2 дней, в зависимости от предварительной подготовки специалистов (некоторые уже знакомы с КОМПАСом или с другими графическими системами). Примеры учебных чертежей показаны на рис.1 (для инженеров-механиков) и рис.2 (для техников Бюро технической инвентаризации).
Естественно, что при вычерчивании одного, даже учебного, чертежа, невозможно охватить все возможности системы. Поэтому большую часть оставшегося времени ученики затрачивают на выполнение специальных упражнений, посвященных освоению отдельных, наиболее важных и нужных функций и команд. Здесь неоценимую помощь нам оказывает специальный курс, разработанный начальником отдела обучения фирмы АСКОН А. Е. Потемкиным. Этот курс содержит большое количество упражнений, позволяющих даже самостоятельно (правда, за существенно большее время) изучить возможности черчения и редактирования. Эти упражнения специалисты делают уже почти без помощи преподавателя. Одно из таких упражнений показано на рис. 3
В самом конце курса в большинстве случаев специалисты выполняют несложные чертежи уже из области своей профессиональной деятельности, учатся выводить чертежи на принтер или плоттер. Если позволяет время, мы стараемся рассказать о некоторых дополнительных возможностях программы, о настройках, об изменениях и дополнениях в некоторых системных файлах, существенно облегчающих работу. Курс обучения заканчивается торжественным вручением удостоверений. Естественно, проведение обучения разными преподавателями различается некоторыми нюансами в порядке подачи и построения материала, но результат всегда один – более 2/3 инженеров со следующего за окончанием курса понедельника успешно приступают к самостоятельной работе. Оставшейся трети специалистов обычно необходимо еще 2-3 недели на дополнительное освоение системы. Все вышесказанное относилось к базовому курсу обучения. В нем специалисты осваивают основные графические возможности КОМПАСа. Однако, в связи с постепенным ростом дополнительных возможностей, с появлением прикладных библиотек и специализированных подпрограмм, стала ясной необходимость проведения дополнительного – расширенного – курса. Такой курс занимает еще 4 рабочих дня. Основное внимание уделяется здесь работе с "Системой проектирования спецификаций", с системой ведения конструкторско-технологической документации "КОМПАС-МЕНЕДЖЕР", с конструкторской и другими специальными библиотеками и прикладными САПР в составе КОМПАС. Опыт показывает, что проведение расширенного курса целесообразно после 1-2 месячной самостоятельной работы конструкторов и проектировщиков, когда они уже свободно ориентируются в командах меню и владеют "инструментами". По нашему мнению, проведение расширенного курса даже более необходимо, чем стандартного. Дело в том, что научиться самостоятельно чертить на дисплее в принципе несложно – это дело времени. Однако освоение специальных программ требует во многом перестройки мышления, требует определенных знаний в области построения баз данных, в области создания атрибутов для чертежей и элементов. Нет никакого смысла заставлять инженера-конструктора тратить драгоценное рабочее время на изучение таких "далеких" от него вещей. Человек должен получить удобный инструмент для выполнения привычных задач, получить навыки работы с ним, не особенно задумываясь об его устройстве, и расширенный курс рассчитан именно на это. Если говорить о возможном будущем в работе отдела обучения и внедрения, то, на наш взгляд, одним из путей является осуществление на предприятиях реальных пробных рабочих проектов под наблюдением представителей фирмы АСКОН, которые будут оказывать оперативную помощь как разработчикам, так и системным администраторам. В завершение статьи мне хочется привести всего два высказывания специалистов, прошедших обучение на курсах фирмы АСКОН (признаюсь, услышать их после окончания работы было крайне приятно). Николай Годов, инженер-конструктор ММП им. Чернышева: "За годы работы мне пришлось пройти много разных курсов повышения квалификации. Этот курс, несомненно, один из самых интересных и, самое главное, нужных". Елена Морозова, ведущий конструктор ГМЦГИ ГП ВНИИФТРИ: "Даже наличие отличной литературы по системе (Руководства по эксплуатации) не отменяет необходимости проведения курсов, где при личном общении с преподавателем быстро осваиваешь необходимые навыки и приемы работы. И в дальнейшем, при самостоятельной работе, если происходит какая-то заминка, вспоминаешь, что "это уже где-то было", и быстро по Руководству находишь нужное". Л.В.Теверовский конструктор-механик с 15-летним стажем, в настоящее время – главный специалист отдела обучения и внедрения фирмы АСКОН, эксперт по CAD/CAM. |
Продукты и решения КОМПАС | Опыт успешной автоматизации | Обучение персонала ключ к успешному внедрению | Управление электронным документооборотом |
Главная | Программное обеспечение | Статьи | Прайс-листы | Инициативы | О компании |