Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D

Прикладные решения на основе системы PDM PartY'97

Николай Ширяев, компания "Лоция Софт". E-mail: nshiryaev@lotsia.com

Опубликовано: "САПР и Графика", N 4, 1999


Тема внедрения систем TDM/PDM (систем управления технической документацией и информации об изделии) занимает значительное место в публикациях отечественных компьютерных изданий. Но при этом часто уделяется значительное внимание архитектуре системы, но не показывается, какие прикладные решения можно построить на ее основе.

Ниже мы попытаемся рассказать о нескольких возможных прикладных решениях на основе системы PDM PartY’97. Этими примерами не ограничивается весь спектр применения систем PDM. Целью данность статьи является расширение привычного взгляда на систему PDM как на приложение исключительно для машиностроения.

Начнем с самых стандартных возможностей использования систем PDM.

Система структурированного электронного архива технической документации

Система структурированного архива (рис. 1) предназначена организациям и предприятиям, которым требуется структурированное хранение документации (в первую очередь, технической). Решения, предлагаемые на рынке систем управления документами (СУД), в большинстве случаев хранят информацию в архиве в виде "большой помойки", в которой документы не имеют между собой логической связи.

Использование системы PDM совместно с СУД позволяет выстроить структуру логических связей документов в архиве и связанных с ними объектов (изделий) без физического перемещения и копирования документов. Помимо этого, система PDM расширяет объем хранимой информации, позволяя заносить в систему данные о тех атрибутах объектов, которые не нашли отражения в документах.

А функция автоматического определения входимости (применяемости) документа или объекта в других объектах позволяет легко находить объекты, которые затронет изменение данного документа.

Помимо простого формирования иерархического дерева документов, возможно задание так называемых "горизонтальных" связей между документами и объектами (типа "родственные" или "подобные" документы) и объединение их в подборки. Система имеет функцию ведения истории, которая позволяет вести учет всех изменений связей документов.

Дополнительным плюсом использования системы PartY’97 совместно с СУД является возможность получения любых отчетов по связанным документам.

Разумеется, так можно организовывать хранение документации не только по изделиям машиностроения, как показано на рисунке, но для объектов других отраслей.

Рис. 1. Построение системы структурированного электронного архива документации на основе системы PDM PartY’97.

Система управления информацией об изделии и проектными данными

Система управления информации об изделии и проектными данными (рис. 2) – основное назначение системы PDM PartY’97. Наиболее эффективно использовать PartY’97 вместе с системой управления документами (например, DOCS Open) и автоматизации документооборота. Это решение позволяет решать задачи автоматизации группового параллельного проектирования сложных технических изделий, автоматизировать проведение изменений и многое другое.

Данное решение является основой для построения системы управления качеством, системы технической подготовки производства и АСУ ремонта и эксплуатации.

Отличительной особенностью предлагаемого подхода является независимость от используемых на предприятии САПР и АСУ. Рекомендуется использовать в качестве надстройки над электронным архивом предприятия, вместе с дополнительными модулями для обмена информацией с MRP/ERP-системами, такими, как SAP R/3 или BAAN.

Встроенный механизм формирования бизнес-правил позволяет задавать различные логические условия проектирования и сопровождения готового проекта (такие как порядок подписей утверждающих сотрудников при утверждении проекта, ограничение на применение отдельных изделий и объектов в проекте, проверка непротиворечивости информации).

Возможности по созданию различных выборок и аналитических отчетов позволяют руководству быстро получать актуальную информацию по проекту.

В отличие от западных систем PDM, PartY’97 полностью соответствует требованиям отечественных стандартов, имеет полностью русскоязычный интерфейс и позволяет искать информацию, введенную на русском языке. По заказам клиентов проводятся любые доработки системы. Кроме этого, возможно также проведение предпроектного обследования и выполнение реинжинирига бизнес-процессов на предприятии, настройка и адаптации системы в соответствии с требованиями ОСТ и СТП.

Рис. 2. Структура проекта автомобильного двигателя в системе PDM PartY’97.

Система управления качеством

Система управления качеством является необходимой для любого предприятия или организации, желающий получить сертификат качества в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000. Соблюдение требований данной серии стандартов является практически обязательным для любого предприятия, осуществляющего работы для зарубежного заказчика или поставляющего свою продукцию на западный рынок. Кроме того, ряд министерств (Госстрой, Минатом и др.) требуют от своей предприятий отрасли соблюдения требований данных стандартов с последующей сертификацией предприятия.

Система управления качеством предполагает совместное использование PartY’97 с системой управления документами (например, СУД DOCS Open, которая рекомендуется независимыми экспертами как наилучшим образом отвечающая требованиям стандартов ISO 9000) и системой документооборота. При этом ведется полный аудит действий пользователя при работе с системой (авторизация пользователя при входе в систему, разделение прав доступа к объектам, документам (до уровня документа, а не архива, как в ряде других систем) и атрибутам объектов и документов, процедуры check-in/check-out, история работы и т. д.). За счет этого достигается учет как изменения и движения документов, так и изменение информации об изделии в процессе его проектирования и изготовления.

Накопление информации в системе ведется с самого начала проектирования объекта, оан поступает непосредственно с рабочих мест сотрудников в результате их обычной повседневной работы. Полученные значения могут служить исходными данными для систем статистического контроля качества.

Предлагаемый подход позволяет свести к минимуму ошибки проектирования и практически устранить ошибки, связанные с неточными действиями пользователя. Предотвращение ошибок достигается за счет использования системы бизнес-правил PartY’97.

Дополнительно система позволяет контролировать сроки проектирования и изготовления изделий, с представлением информации в виде временной диаграммы (диаграммы Ганта) с возможностью передачи ее в электронную таблицу Excel (рис. 3).

Известно, что стандарты серии ISO 9000 определят только то, каким требованиям должна удовлетворять система управления качеством, но не каким способом она будет реализована. Предлагаемый способ реализации представляется одним из наиболее простых и понятных для конечного пользователя.

Рис. 3. Получение временной диаграммы проекта на основании информации в системе PartY’97.

АСУ ремонта и эксплуатации

АСУ ремонта и эксплуатации предназначена для предприятий и организаций, связанных с выпуском и обслуживанием техники (авиационных, авиационно-космических и автомобильных заводов; предприятий энергетики и связи, электростанций и др.).

АСУ ремонта и эксплуатации тесно связна с системой управления качеством.

Система позволяет планировать график плановых ремонтов и регламентных работ, фиксировать всю историю проводимых работ и изменений.

На основании введенных данных позволяет получать различные отчеты:

  • список узлов, доступных к обслуживанию пользователем (с рекомендуемыми сроками обслуживания)
  • перечень узлов, требующих обслуживания специалистами сервисного центра или предприятия-изготовителя (со сроками технического обслуживания, допустимыми для использования аналогами и др.)
  • формировать заказ на расходные материалы и сменные комплектующие, исходя из сроков их службы
  • отчеты для контролирующих организаций (СЭС, МЧС и др.)
  • прочие отчеты.

Рекомендуется использовать с архивом технической документации на изделие, включающим полный комплект эксплуатационной документации.

Система технической подготовки производства

Данное приложение ориентировано в первую очередь на крупные предприятия, где требуется согласованное действие многих служб при подготовке производства.

Это применение системы PDM очень тесно связано информационными потоками с системами MRP/ERP и системами технологической подготовки производства.

В приведенном примере (рис. 4) система PDM служит для организации согласованного комплекса мер по подготовке производства, куда входят планирование сроков подготовки производства, учет действия извещений об изменении, подготовка технологической документации и изготовление оснастки, анализ задержек в графике работ и много другое.

Каждое мероприятие может соотноситься с одним или более изделиями, как основного, так и вспомогательного производства.

Сотрудники на рабочих местах получают оперативную информацию о состоянии работ по подготовке производства изделия.

Аналитические функции дают возможность прогнозировать реальные сроки подготовки производства, оптимизировать критические участки максимально использовать имеющиеся на предприятии материальные и людские ресурсы.

Рис.4.Работа с мероприятиями системы технической подготовки производства в системе PartY’97.

В заключение давайте рассмотрим одно из не очень очевидных, но, тем не менее, вполне реальных и работоспособных применений системы PDM: систему паспортизации имущества.

Система паспортизации и управления имуществом

Система управления имуществом предназначена для коммерческих и государственных организаций, в которых стоят задачи учета имущества и обслуживания связанных с ним графических документов (учет и расстановка мебели и оборудования в трехмерных моделях помещений, учет оборудования по месту его расположения и т.п.).

Рис. 5. Пример построения системы управления имущества банка при помощи системы PartY’97.

При этом единицами учета могут служить как задание, его этажи, так и расположенные в них оборудование (мебель, оргтехника (рис.5) и т.п.), а также крупные сложные объекты (месторождение (рис. 6), микрорайон) и коммуникации (трубопроводы, вентиляция, кабельные сети).

Для каждого объекта задается территориальная принадлежность и другие необходимые атрибуты (стоимость, инвентарный номер, материально ответственное лицо и др.).

Каждый объект в системе имеет уникальный инвентарный номер, что предотвращает его случайное дублирование при ошибке пользователя.

Пользователь может работать (в зависимости от прав доступа и нужного уровня детализации) как со всей моделью здания (или зданий), так только с каким-либо одним уровнем иерархии (этаж) или объектом.

Рис.6. Система паспортизации имущества крупной компании на основе системы PartY’97.

Система паспортизации имущества может быть интегрирована с прикладными САПР и ГИС.

Для всех объектов в системе существуют графические образы, что позволяет построить модель комнаты с обстановкой на основании данных из базы PartY’97 (в настоящий момент существует реализация для AutoCAD R14 и Autodesk Mechanical Desktop 2.0, возможна интеграция с другими графическими пакетами).

На основании базы данных PartY’97 в любой момент возможно получение любых отчетов по наличию и состоянию имущества (владелец, суммарная стоимость, дата списания и т.п.). Отчет может быть экспортирован в электронную таблицу Excel для дальнейшей обработки.

Возможна визуализация модели средствами встроенных средств просмотра (трехмерная модель с включением и выключением отображения представленных объектов, см. пример ниже). Средства просмотра и аннотирования поставляются по желанию пользователя (Rocket ReView PRO, Autodesk View, AutoVue PRO, RxHighLight).

В качестве дополнительного сервиса может быть предложена прорисовка базы трехмерных изображений объектов (помещений, мебели и оборудования и пр.) по исходным данным заказчика, интеграция других графических систем и так далее.

Надеюсь, нам удалось показать некоторые возможности использования систем PDM в различных областях.

На самом деле спектр областей, где могут быть успешно применены системы PDM, значительно шире. Это и системы информационного обслуживания, и создание интерактивных технических руководств, и инструментарий для ведения версий программ при их разработке, и даже учет работы с клиентами или ведение генеалогического дерева семьи.

Современные системы PDM могут решить многие задачи, от вас требуется только представлять типы используемых объектов и их отношения.

Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D
Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Hosted by uCoz