|
Главная | Программное обеспечение | Статьи | Прайс-листы | Инициативы | О компании |
Продукты и решения КОМПАС | Опыт успешной автоматизации | Обучение персонала ключ к успешному внедрению | Управление электронным документооборотом |
Как "раскрутить" турбину…Лев Теверовский Опубликовано: "САПР и Графика" №4, 2002 Далекое детство, 1969 год, детский сад недалеко от аэродрома Шереметьево. Детишки гуляют, вдруг над головой мощный рев турбин медленно и величаво на небольшой высоте проплывает невиданный ранее самолет ТУ-144. Он выполнял серию испытательных полетов. Автор не мог тогда и подумать, что когда-нибудь окажется на предприятиях, где разрабатывали и производили двигатели для этой, без преувеличения, чудо-машины. Тяжелая экономическая ситуация начала 90-х годов больно ударила по большинству предприятий авиа- и двигателестроения. Не миновала беда и Самарскую область. В этом регионе еще в годы Великой Отечественной войны сложился мощный ракетно-космический и авиастроительный комплекс. Достаточно назвать такие известные предприятия, как СНТК им. Н.Д. Кузнецова, Самарское КБ машиностроения, заводы "Моторостроитель" и "Авиаагрегат", РКК "Энергия", "Авиакор" и другие. Сегодня предприятия оживают и начинают выбираться из кризиса. Постепенно увеличиваются оборонные и гражданские заказы, причем на некоторых предприятиях, ранее работавших практически только на оборону, объем гражданской продукции составляет свыше 85%. Одним из приоритетных направлений в деятельности СНТК им. Н.Д.Кузнецова, СКБМ и завода "Моторостроитель" стало создание энергетических и газоперекачивающих установок на основе газотурбинных двигателей. Этот рынок, как известно, сегодня очень привлекателен; многие российские авиадвигательные компании предлагают на нем свою продукцию. Конкуренция велика, и впереди оказывается тот, кто сможет "раскрутить" свою турбину быстрее, дешевле и лучше.
Продукция ОАО "Моторостроитель"
Вот тут-то на первый план и выходят факторы более быстрого и качественного проектирования изделий, технологической подготовки производства. Руководители компаний осознали, что рывок вперед возможен только с внедрением в этих областях деятельности современных компьютерных технологий. Однако осознать такую потребность только полдела. Важнейшей задачей становится выбор комплекса систем автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства. Этот выбор очень непрост, он определяется множеством объективных и субъективных факторов. Для решения этой проблемы еще в 1996 году была организована рабочая группа, в которую вошли представители конструкторских и технологических подразделений, отделов САПР АО "СНТК им. Н.Д.Кузнецова", ОАО "Моторостроитель", АО СКБМ, а также специалисты Самарского государственного авиационного университета (СГАУ). Группа определила следующие основные требования, которые предъявлялись к CAD/CAM системам:
Одним из основных критериев при выборе системы была возможность ее массового внедрения и обеспечение безболезненного перехода от кульмана к компьютеру для всех категорий инженерно-технических работников. Кроме того, требовалось, чтобы базовая система обеспечивала решение 80-85% задач проектирования, разработки и выпуска документации. Остальные 15-20% отводились на системы "тяжелого уровня", речь о которых пойдет ниже. Решение пришло далеко не сразу. Рассматривались и изучались возможности
нескольких систем AutoCad, ADEM, DIACAD, КАСКАД и КОМПАС-ГРАФИК.
Каждая из них обладала своими достоинствами и недостатками. Однако по
совокупности качеств и их соответствию предъявляемым требованиям был выбран
пакет КОМПАС-ГРАФИК компании АСКОН. И последующие пять лет работы с системой
показали, что этот выбор верен.
В.Н.Овчинников генеральный директор АО СКБМ: "Сегодня очень важно быстро выходить на рынок с новыми изделиями. К сожалению, количество конструкторов у нас уменьшилось в 3 раза по сравнению с советским временем, поэтому на остальных легли очень большие задачи, а сроки сильно сократились. Сегодня у нас более 30 рабочих мест системы КОМПАС-ГРАФИК (и мы считаем, что этого недостаточно). Система очень мощная, но при этом простая в изучении и использовании, она "закрывает" львиную долю всего объема проектирования в СКБМ. Для проектирования литейных деталей наиболее сложной конфигурации мы планируем применять Unigraphics, но выпуск всей конструкторской документации будет, как и прежде, вестись в КОМПАСе. Используя эту систему, мы подготовили к производству несколько машин НК-12СТ мощностью 6,3 МВт, НК-14СТ мощностью 8 МВт для газоперекачки, НК-14Э для энергетики".
В.Н.Дегтярев главный технолог, Л.А.Волобуева
инженер-конструктор ОАО "Авиаагрегат": "Как и другие
предприятия, нас очень сильно затронул кризис начала 90-х годов. Сегодня
происходит смена поколений сотрудников и нам надо, во-первых, не потерять
старый потенциал, и, во-вторых, переходить на новый уровень проектирования
и производства. Сейчас примерно 30% рабочих мест конструкторов оснащены
системой КОМПАС-ГРАФИК, этого очень мало. Мы рассчитываем постепенно переходить
с плоского проектирования на трехмерное в КОМПАС-3D, одновременно увеличивая
количество рабочих мест. Что касается технологических служб
80% программ (вся двухкоординатная фрезерная обработка) готовится с применением
системы КОМПАС-ЧПУ, еще 20% (трехкоординатная) с использованием
системы ГЕММА-3D. Мы также планируем внедрять у себя автоматизированную
систему разработки техпроцессов. Сейчас мы начали работать с САПР ТП КОМПАС-АВТОПРОЕКТ.
Он является составной частью комплексной программы автоматизации проектно-конструкторских
и технологических работ, поставляемой под маркой КОМПАС. В конце 2001г
мы провели обучение группы специалистов-технологов по работе с системой
КОМПАС-АВТОПРОЕКТ. Компьютеризация
проектно-конструкторских работ далеко не единственная
задача. Большой проблемой является автоматизация всего документооборота
предприятия. В Росавиакосмосе вышел приказ за №73, который регламентирует
внедрение CALS-технологий на предприятиях, входящих в эту структуру. Системы
документооборота (PDM), CAD/CAM/CAE-системы являются составляющими частями
большой программы. Компания АСКОН сотрудничает с НИЦ CALS-технологий (Москва),
имеет сертифицированных специалистов в этой области. С.П.Алимов заместитель директора по новой технике ОАО
"Авиаагрегат": "Мы считаем, что в условиях смены поколений
исключительно важно то, что компания проводит обучение конструкторов и
технологов непосредственно на рабочих местах, осуществляет полную поддержку
пользователей, оперативно решает возникающие проблемы. Сегодня мы активно
используем связку КОМПАС-График + КОМПАС-3D + КОМПАС-ЧПУ + ГеMMа, будем
работать с этими продуктами и дальше". Осознавая эту проблему, компания АСКОН совместно с компанией Aladdin (разработчиком систем защиты информации) ведет работы по созданию специализированной системы защиты документации, создаваемой в среде САПР. В ее основе сочетание кодирования информации на уровне файлов с настраиваемым разграничением полномочий в работе с этими файлами. Обязательное требование к программному средству, с помощью которого создается и обрабатывается защищаемая информация отсутствие недекларированных возможностей, подтвержденное независимой экспертной организацией, аккредитованной Гостехкомиссией РФ. Помимо этого требования, производитель программного средства должен иметь лицензию Гостехкомиссии РФ, дающую право производить продукцию с заявленными в части защиты информации свойствами. Проведенные исследования КОМПАС-3D, а также оценка представителями Гостехкомиссии уровня организации производства в компании АСКОН, позволяют уверенно заявить, что в ближайшем будущем российские предприятия получат продукт, не только защищающий техническую информацию от хищения, но и позволяющий вести разработки, связанные с Государственной тайной. Возможность разграничения прав доступа, использование электронных ключей нового поколения с функциями криптозащиты (их эффективность подтверждена сертификатом ФАПСИ), автоматическое протоколирование работы с файлами вот далеко не полный перечень возможностей программно-аппаратного комплекса на базе КОМПАС-3D с функциями защиты информации. Проблемы развития предприятий, вопросы защиты информации, расширения информационного пространства волнуют не только сами предприятия. Администрация Самарской области, Департамент промышленности и торговли осуществляют проекты по развитию промышленной и информационной инфраструктуры, занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. В.И.Доронин руководитель Департамента промышленности
и торговли Администрации Самарской области: "Уже не приходится
убеждать руководителей предприятий в необходимости оснащения системами
автоматизированного проектирования. Но сегодня постепенно мы приходим
к осознанию того, что необходимо более широко применять разработки отечественных
компаний, особенно в тех сегментах, где уровень наших программ не уступает
зарубежным. А уж о том, что отечественные системы создаются с учетом особенностей
нашего производства, можно и не упоминать. Любая корректировка и доработка
программ под конкретные задачи легко осуществляется в совместных работах
заказчика и поставщика программного обеспечения, чего не скажешь о зарубежных
компаниях. Мы также уделяем большое внимание подготовке молодых специалистов
в вузах Самары. Сегодня в Техническом университете, Авиационном университете
созданы учебные классы по таким направлениям, как компьютерное проектирование
и технологическая подготовка производства, также создан Самарский центр
технологического обеспечения. Мы идем и далее, прорабатывая задачи уже
не только частного характера, а в целом управления деятельностью предприятия
на основе современных компьютерных технологий отечественной разработки.
Сюда включаются и работы по САПР, и бухгалтерия, и системы сбыта". |
Продукты и решения КОМПАС | Опыт успешной автоматизации | Обучение персонала ключ к успешному внедрению | Управление электронным документооборотом |
Главная | Программное обеспечение | Статьи | Прайс-листы | Инициативы | О компании |