Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D

САПР на нефтепромыслах

Диана Вайнберг

Опубликовано: "Enterprise Partner" №9, 2001


Представляя себе предприятие "Сургутнефтегаз", думаешь о бескрайних северных просторах, нефтяных вышках, трубопроводах и цистернах… С работающим же за кульманом, в светлой комнате, чертежником это предприятие совсем не ассоциируется. Тем не менее специфика нефтяного предприятия такова, что многие вспомогательные по отношению к добыче нефти задачи приходится решать собственными силами, поэтому конструкторские бюро дочерних предприятий "Сургутнефтегаза", собранные вместе, вполне могут составить конкуренцию отделу машиностроительного НИИ.

Для поддержки основного производственного процесса "Сургутнефтегазу", как и любой другой нефтедобывающей компании, необходим регулярный ремонт промыслового оборудования, подвергающегося большому износу в результате напряженной работы в тяжелых погодных условиях. Постоянно требуются и уникальные запасные части для замены тех или иных вышедших из строя узлов. В свою очередь, для диагностики и ремонта нефтедобывающей техники зачастую приходится обращаться к нестандартному оборудованию: специальным стендам, используемым только для определенного вида устройств. Если при этом учесть, что после распада хозяйственных связей, существовавших в Советском Союзе, большая часть промыслового оборудования осталась без достойной технической поддержки со стороны производителей, то ясно, насколько серьезной ремонтной базой должна обладать нефтяная компания, чтобы обеспечить свою успешную работу.

Ремонтные предприятия, входящие в структуру "Сургутнефтегаза", представляют собой полноценные малосерийные производства, объединяющие и производственные подразделения, и конструкторские бюро, разрабатывающие техническую документацию на нестандартное оборудование и запасные части, изготовлением которых занимаются в цехах. "Все отремонтированные нами насосы на 70-80% состоят из деталей, изготовленных на нашем предприятии,  — рассказывает ведущий инженер Сургутской центральной базы производственного обслуживания бурового и нефтепромыслового оборудования (ЦБПО БНО) Анатолий Федичев.  — Иногда мы производим электропогружные насосы собственными силами". Естественно, такой объемный производственный процесс предваряет сложная работа конструкторов и технологов.

Компьютер — средство от рутины

В конструкторском деле очень много рутинной работы. Оформление чертежей, заполнение штампов и бланков  — несложные и нетворческие операции, которые требуют немалых временных затрат. Естественно, конструкторы "Сургутнефтегаза" мечтали о том, чтобы избавиться от такой скучной, но трудоемкой работы, и, как только на предприятии появились первые компьютеры (поставка была осуществлена в рамках соглашения с фирмой Nokia в 1991 году), стали задумываться о том, как реально воплотить эту мечту в жизнь.

Правда, доступных вариантов решения этой проблемы тогда было не много и в конструкторских бюро предприятий "Сургутнефтегаза" появился практически единственный доступный в тот момент продукт "Графика", разработанный Институтом проблем управления Академии наук СССР.

Первый опыт оказался неудачным. Приобретенный продукт был довольно сырым. Регулярно возникали проблемы с его обслуживанием, а экономия рабочего времени за счет сокращения рутинных чертежных операций практически сводилась к нулю из-за особенностей системы. Дело в том, что "Графика" предполагала не менее рутинную работу по вводу параметрических форм, а также требовала создания специальных дополнительных программ, необходимых для настройки системы под решение конкретных задач, стоявших перед конструкторами.

Удивительно, но первый неудачный опыт знакомства с информационными технологиями не отбил у сотрудников "Сургутнефтегаза" желания работать с компьютером. Во всяком случае, они продолжили поиск удобного инструмента для решения своих задач и в одном из специализированных журналов натолкнулись на рекламу фирмы АСКОН.

В этот раз к выбору поставщика ПО предприятия "Сургутнефтегаза" подошли гораздо более осторожно. Ознакомившись с рекламными материалами производителя, инициатор обновления ПО главный инженер ЦБПО БНО Василий Маковозов посчитал необходимым для принятия решения обратиться к опыту других предприятий, использующих разработанные АСКОНом продукты КОМПАС, а также сравнить их с решениями других производителей.

Обмен опытом с башкирским заводом "Красный пролетарий", который использовал продукты АСКОНа, и с ВНИИ "Нефть", применявшим продукты AutoCAD, окончательно склонил специалистов "Сургутнефтегаза" на сторону российского производителя. "AutoCAD  — широкопрофильная программа, возможности которой распространяются вплоть до проектирования зданий и обустройства прилегающих территорий,  — объясняет свой выбор Василий Маковозов.  — Поскольку в то время специализированных приложений к этой программе не было, решать наши задачи по проектированию в области машиностроения было не просто. КОМПАС же, напротив, показался очень удобным". При этом основным преимуществом ПО, разработанного фирмой АСКОН, сотрудники "Сургутнефтегаза" считают большое количество специализированных машиностроительных библиотек, которые позволяют значительно сократить работу со справочной литературой.

Удачное решение

Так в 1996 году на пяти предприятиях "Сургутнефтегаза" появились первые 16 рабочих мест конструкторской программы КОМПАС-ГРАФИК 4.6. Все эти годы сотрудничество нефтяной компании с АСКОНом продолжалось, а в 2000 году конструкторское ПО в "Сургутнефтегазе" было кардинально модернизировано. Кроме того, в рамках последнего контракта была осуществлена поставка 26 новых рабочих мест КОМПАС-ГРАФИК 5.9, 28 систем проектирования спецификаций, 8 рабочих мест системы "Автопроект", 4 рабочих мест КОМПАС-3D и дополнительных приложений к этим программам. Было также проведено обучение 27 конструкторов и технологов работе с программными продуктами КОМПАС. Общая сумма контракта составила 2 млн 800 тыс. рублей.

Что изменилось на предприятиях "Сургутнефтегаза" после внедрения конструкторского ПО? Во-первых, сократился объем рутинной чертежной работы. "Если за кульманом наши конструкторы делали по 5-7 листов формата А1 в месяц,  — рассказывает Василий Маковозов,  — то теперь в отчетах я вижу 11 и даже рекордные 14 листов". Во-вторых, у руководства конструкторских подразделений уходит значительно меньше времени на проверку чертежей. Кроме того, налажен процесс взаимодействия конструкторов и технологов, которые получили возможность обмениваться полной информацией по сети.

Правда, конструкторы, непосредственно работающие с КОМПАСом, отмечают несколько другие улучшения. "Не сказал бы, что компьютер сокращает время, необходимое для выполнения той или иной задачи,  — рассказывает ведущий инженер-конструктор дочернего предприятия "Сургутнефтегаза" СЦБПО ЭПУ Александр Конев.  — Думать-то все равно приходится головой. Однако приятнее и проще работать с чертежом, оформленным идеально и снабженным всей необходимой документацией". Инженер-конструктор того же СЦБПО ЭПУ Сергей Палаев отмечает другой нюанс: "Раньше было как: сформулируешь в голове какую-то идею, а потом реализуешь ее в чертежах, придерживаясь единой линии. Теперь же ты можешь попробовать разные варианты. Копируешь файл и пробуешь одно, другое, третье. А потом только выбираешь лучшее".

Инженеры "Сургутнефтегаза" имеют непосредственный контакт с промысловиками и, наверное, как никто другой знают о недочетах эксплуатируемого промыслового оборудования. Их идеи представляют собой бесценный материал для машиностроительных предприятий, занятых производством промыслового оборудования. Использование электронной документации дало возможность предприятиям "Сургутнефтегаза" делиться своими идеями и с производственниками, и с сотрудниками машиностроительных НИИ, пересылать им соответствующую документацию и достаточно оперативно обсуждать проблемы изготовления того или иного узла. Сегодня, например, СЦБПО ЭПУ регулярно обменивается информацией с заводами "Алнас" и "Борец".

Перспективы взаимодействия

"Сургутнефтегаз" уже сегодня является одним из крупнейших клиентов АСКОНа, однако кульминация сотрудничества двух фирм еще впереди. "Нам хотелось бы намного больше того, что у нас есть,  — строит планы Василий Маковозов.  — АСКОН берется за то, чтобы объединить на наших предприятиях производственный процесс в единый цикл — от работы конструктора до изготовления деталей на станках с ЧПУ".

Правда, задача эта представляется довольно трудной. На одной ЦБПО БНО работает пять разных видов станков с ЧПУ. Причем большинство станков были закуплены более десяти лет назад и используют в качестве носителей информации перфоленту. Программу, вводимую в ЧПУ, практически невозможно проверить. Это часто приводит к тому, что ошибка технолога выливается в поломку дорогостоящего оборудования, ну, а резцы летят ежедневно. Если бы компьютер смог моделировать работу станка, этих поломок легко было бы избежать. Станки с ЧПУ довольно трудно перенастраивать. Использование магнитных носителей информации заметно упростит этот процесс.

Таким образом, когда АСКОН решит проблемы автоматической разработки программ для ЧПУ на основе разработанного технологами техпроцесса, а также хранения этих программ на магнитных носителях, предприятия "Сургутнефтегаза" смогут эффективно использовать станки с ЧПУ для ремонта оборудования.

Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D
Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Hosted by uCoz