Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D

"Легкий" документооборот на базе КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5

Реальный взгляд на проблему организации документооборота в проектных организациях и на промышленных предприятиях

Голованев Валерий, Григорьев Павел, АО СКБМ, Курган

Опубликовано: САПР и Графика, N 4, 1998

Что нужно конструктору при работе с документами   Коллективная работа
КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 – первое знакомство   Резервное копирование
Принципы хранения информации   Для кого предназначен КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5

Что нужно конструктору при работе с документами

Успехи развития систем автоматизированного проектирования, их глубокое проникновение в различные сферы проектной деятельности поставило на повестку дня проблемы более полной интеграции информационных потоков предприятия. Необходимость такой интеграции доказывают последние исследования по эффективности использования САПР. Анализ показывает, что локальная автоматизация любого отдельного этапа проектно-конструкторских работ не может кардинально повысить общую эффективность процесса проектирования. Основной резерв повышения эффективности таится в области взаимодействия между группами разработчиков, которое получило названия параллельного инжиниринга. Под таким взаимодействием понимается одновременный доступ разработчиков к проектной информации, исключающий появление и использование недостоверных данных, возможность параллельного выполнения проектных работ, быстрая обратная связь между соисполнителями. Попытки решения этой задачи привели к появлению специальных программных средств, получивших название систем сопровождения данных.

Поставим перед собой вопрос: как работает конструктор, проектируя то или иное изделие (машину, мост, установку, прибор и т.д)? И попытаемся сами на него ответить, привлекая многолетний опыт проектирования и конструирования, накопленный в АО СКБМ.

Итак, после получения организацией (предприятием) технического задания на выполнение конструкторской разработки, либо после принятия решения внутри организации о начале подобной разработки начинается стадия эскизного проекта (ЭП).

В процессе этой стадии концептуально формируется узловой состав изделия, то есть состав на уровне групп изделия, создаваемый ведущими инженерами проекта.

Далее начинается стадия технического и рабочего проекта, включающая в себя разработку полного комплекта конструкторской документации, испытание опытных образцов, согласование документации с технологическими службами. Данные работы выполняются конструкторами узловых бюро.

Рисунок 1. Один из узлов агрегата для приготовления бетонной смеси

Основной вывод, относящийся к принципам организации документооборота, который можно сделать из данного краткого анализа, следующий: объектом работы конструктора является изделие, то есть набор сборочных единиц, деталей, стандартных изделий и т.д., связанных в иерархию состава множественными взаимными связями.

Теперь зададим себе второй вопрос: с какими документами конструктор-проектировщик работает в процессе разработки комплекта конструкторской документации?

Конечными документами, появляющимися в результате разработки, являются самые разнообразные чертежи деталей и сборочных единиц, спецификации на сборочные единицы, ведомости спецификаций, групповые спецификации, технические условия, технические описания, инструкции по эксплуатации и так далее.

Кроме того, в процессе работы могут существовать разного рода эскизные проработки, варианты чертежей, технические задания на изготовление опытных образцов и т.п. вспомогательные документы.

Переходя к терминологии электронных документов, сформулируем ответ на второй вопрос так: за каждым элементом состава проектируемого изделия стоит не один документ, а чаще всего несколько (если не сказать много), причем различных типов. Это может быть трехмерная модель систем SolidWorks или КОМПАС-К3, чертеж, проработочные фрагменты чертежа, текстовые документы Microsoft Word или простые текстовые файлы.

Из полученных выше двух ответов следует общий вывод — конструктору необходимо работать с документами в контексте иерархии состава изделия, при этом имея возможность свободно манипулировать этой иерархией.

Существуют программные пакеты различного функционального и ценового уровня, обеспечивающие создание иерархии документов, однако конструктору или технологу нет смысла создавать связи между отдельными документами, имеющими общую принадлежность. Гораздо интереснее иметь иерархию состава сборочных единиц, причем не обязательно все элементы состава будут иметь подчиненные документы (например, входящий в состав некоей сборочной единицы Болт М8-6g*55.66.019 ГОСТ 7795-70 не сопровождается чертежом, так как является стандартной деталью).

Начало страницы...


КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 – первое знакомство

Этот программный продукт предназначен для ведения конструкторско-технологической и производственной информации на промышленных предприятиях и в конструкторских бюро.

Рисунок 2. Главное окно КОМПАС-МЕНЕДЖЕР 5

Система позволяет хранить, обрабатывать и сопровождать информацию, содержащую полный комплекс данных о проектируемых изделиях. КОМПАС-МЕНЕДЖЕРпредоставляет возможность одновременной работы всего коллектива разработчиков, руководителей и вспомогательных служб над проектом в период разработки, внедрения и производства изделий.

Начало страницы...


Принципы хранения информации

Основным конструкторским документом является спецификация. Она несет в себе информацию о составе изделия, и именно работа с составом изделий положена в основу принципа организации системы КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5. При этом сами документы (чертежи, технические задания, различные ведомости и т. д.) являются тем "мясом", которое наращивается на "скелет" состава изделий.

Именно этот принцип и выделяет КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 из ряда других систем технического документооборота.

Ключевым объектом представления информации в системе является элемент. Элемент – это единица описания информации об изделии. Элемент может интерпретироваться в какой-либо иерархии изделия как единое целое. Другими словами, элемент  — это то, что может входить в один из разделов спецификации. Каждый элемент имеет следующие признаки:

  • обозначение
  • наименование
  • формат
  • название раздел спецификации, в который он будет включаться (ДОКУМЕНТАЦИЯ, КОМПЛЕКСЫ, СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ, ДЕТАЛИ, СТАНДАРТНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ПРОЧИЕ ИЗДЕЛИЯ, МАТЕРИАЛЫ, КОМПЛЕКТЫ).

Рисунок 3. Дерево сборочных единиц

Элементы связываются в иерархию состава, то есть элементы определенного типа (сборочные единицы, комплекты, комплексы) могут состоять из неограниченного количества других элементов. Причем следует отметить, что информация об элементах не дублируется, а просто связывается отношениями типа "Содержит в составе — Входит в состав". При включении элементов в состав другого элемента или его заимствовании пользователю необходимо ввести следующую информацию, характеризующую параметры входимости:

  • зона
  • позиция
  • количество
  • примечание.

Каждый элемент состава может находиться в одном из двух состояний — "Проектирование" или "Серия". Текущее состояние элемента определяет набор операций, допустимых для элемента, его документов и атрибутов.

Кроме формальных параметров, описанных выше, каждый элемент состава изделия может иметь неограниченное количество прикрепленных к нему (подчиненных) документов.

Документ – это файл определенного типа, прикрепленный к какому-либо элементу. К каждому элементу состава можно "привязать" неограниченное количество документов самых разных типов. Таким образом, к одному элементу может быть привязано сколь угодно много чертежей, созданных в КОМПАС 4 или 5 версий, моделей SolidWorks или КОМПАС-K3 , исходных и управляющих программ КОМПАС-ЧПУ, результатов расчетных задач, фрагментов чертежей. Кроме того, к элементу состава могут быть привязаны документы, созданные в "посторонних" универсальных системах — файлы Microsoft Word, фотографии в любом графическом формате и т.д.

Рисунок 4. Просмотр сборочного чертежа редуктора из КОМПАС-МЕНЕДЖЕР 5

Иными словами, конструктор получает возможность хранить и обрабатывать всю информацию, относящуюся к элементу состава (детали, сборочной единице, стандартному изделию) вместе с ним. Для обработки каждого типа документов назначается программы просмотра и редактирования.

Рисунок 5. Настройка обработки документов

Кроме подчиненных документов, каждый элемент может иметь список присвоенных ему атрибутов. Каждый атрибут — это характеристика элемента, хранящаяся по формату "Наименование атрибута=Значение атрибута", например, "Разработчик=Колов". Наборы возможных атрибутов создаются и конфигурируются администратором системы или пользователем, имеющим соответствующие полномочия. В КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 поддерживаются атрибуты следующих типов:

  • строка
  • число
  • дата
  • список.

Для каждого элемента, входящего в состав изделия, может быть определено неограниченное количество атрибутов.

Рисунок 6. Настройка списка атрибутов

Начало страницы...


Коллективная работа

КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 – система, предназначенная в первую очередь для коллективной работы конструкторов на компьютерах, объединенных в локальную сеть, хотя она с успехом может использоваться и как однопользовательская (на локальном рабочем месте).

Совместная работа может вестись с учетом разделения полномочий доступа. Можно также организовать доступ таким образом, чтобы все пользователи системы имели равные права.

В КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 предусмотрены следующие три категории пользователей:

  • Администраторы
  • Операторы
  • Обычные пользователи.

Администраторы имеют неограниченные права для доступа ко всей информации, хранящейся в базе данных системы. Операторы имеют неограниченные права доступа к проектируемым и серийным элементам, но не могут определять привилегии для обычных пользователей.

Обычные пользователи имеют права доступа к информации, определенные для них администратором или обычными пользователями, имеющими разрешение на администрирование системы.


Резервное копирование

Для предотвращения случаев потери информации в КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 предусмотрена функция резервного копирования, выполняемая директивно администратором системы. Количество создаваемых резервных копий ограничивается только доступными объемами устройств хранения.

При этом из любой резервной копии может быть восстановлен необходимый документ (который, например, был случайно изменен или удален). В крайнем случае может быть выполнено полное восстановление состава изделия по имеющейся резервной копии.

Начало страницы...


Для кого предназначен КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5

В отличие от многих зарубежных и отечественных систем управления техническим документооборотом, КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5 имеет четкую ориентацию на специфику работы с составом изделия, а не на абстрактное управление документами и их искусственное связывание между собой.

Безусловно, этот продукт привлекает и своей невысокой ценой. В настоящее время он поставляется по цене 250 долларов за рабочее место, что вполне приемлемо для большинства российских пользователей САПР. А простота установки, администрирования и использования в сочетании с понятным и удобным интерфейсом позволяют работать с этим продуктом даже пользователям, имеющим относительно небольшой опыт компьютерного проектирования.

Если говорить о позиционировании КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5, то скорее всего его можно рекомендовать для коллективного использования в рабочих группах, отделах и подразделениях с численностью персонала до нескольких десятков человек, а также индивидуальным пользователям, желающим решить проблему организации хранения и быстрого поиска технических документов на своем компьютере.

В одной из следующих статей мы более подробно рассмотрим особенности и функциональные возможности решений документооборота на базе КОМПАС-МЕНЕДЖЕР5, а также различные аспекты его совместного использования с другими продуктами семейства КОМПАС.

Начало страницы...

Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D
Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Hosted by uCoz