Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D

Внедрение САПР: начинаем с обучения персонала

Александр Потемкин, менеджер АО АСКОН по внедрению систем CAD/CAM.

Опубликовано: САПР и Графика, N 3, 1998

САПР на ЛИАЗе – реальный опыт
Система куплена – что дальше?
Обучение САПР – как это делается


САПР на ЛИАЗе – реальный опыт

Было бы слишком смело говорить, что в последнее время в российской промышленности наблюдается некоторое оживление (как бы нам всем этого ни хотелось). Однако, на наш взгляд, некоторые положительные тенденции все же есть. В первую очередь они выражаются в осознании тех изменений, которые произошли в области промышленного производства за последние годы. Любое российское предприятие вынуждено играть по правилам, которые устанавливает рынок. Как известно, для успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики необходима постоянная работа, направленная на снижение издержек производства, повышение производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции, сокращение сроков разработки новых изделий и так далее.

Когда речь идет об издержках, руководителей большинства промышленных предприятий в первую очередь волнует непосредственно производство: заготовительное, механообрабатывающие, штамповочное, сборочное. Это и понятно — именно там , на производстве, изготавливается та сама продукция, которая впоследствии должна быть продана с получением желаемой прибыли. Именно в производство прежде всего направляются средства, выделяемые на развитие предприятия  — на внедрение новых прогрессивных технологий, закупку современного высокоэффективного оборудования, проведение мероприятий по повышению качества.

При этом часто оказываются незаслуженно забытыми подразделения, в которых рождается само изделие — конструкторские и технологические службы. А зря  — ведь именно на стадии разработки часто возникают причины тех проблем, которые затем проявляются в производстве. Недостаточная оснащенность проектно-конструкторских подразделений современными передовыми технологиями проектирования приводит к недостаточной проработке конструктивных и технологических решений, что затем оборачивается потерями и издержками на стадии изготовления.

Может случиться так, что современное дорогостоящее оборудование, закупленное за рубежом и стоящее сотни тысяч долларов, окажется недостаточно загруженным или будет использоваться неэффективно из-за того, что придется несколько раз вносить изменения в конструкцию изделия или технологию его изготовления, устраняя ошибки, допущенные на стадии проектирования.

Повысить отдачу от работы конструкторских и технологических служб можно несколькими путями. Например, за счет увеличения численности специалистов в этих подразделениях или за счет более жесткой эксплуатации уже имеющихся. По понятным причинам эти способы вряд ли можно считать приемлемыми.

Единственный реaльный способ совершенствования работы конструкторов и технологов на предприятии в настоящее время только один — внедpение современных компьютеpных технологий пpоектиpовaния и констpуиpовaния. При этом затраты на автоматизацию труда сотрудников конструкторского или технологического бюро несопоставимы с затратами на автоматизацию производства, а реальный экономический эффект может быть весьма значительным. К пониманию этого факта приходят все большее число руководителей и специалистов, работающих в промышленности.

Современные технологии проектирования стали сегодня как никогда доступны для подавляющего большинства предприятий. С одной стороны, это связано с беспрецедентным падением цен на персональную вычислительную технику, которая является аппаратной составляющей автоматизированного рабочего места конструктора или технолога. С другой стороны, на российском рынке в изобилии предлагаются программные продукты САПР как иностранного, так и отечественного производства с самыми разными возможностями и по самым различным ценам. Среди российских программных продуктов одно из лидирующих мест занимает пакет КОМПАС, созданный АО АСКОН.

Сейчас мы являемся свидетелями очень интересной ситуации. Значительную часть наших клиентов составляют предприятия, финансовое положение которых трудно назвать блестящим. И, тем не менее, руководители этих предприятий даже в нынешних непростых условиях находят средства, необходимые для приобретения систем автоматизированного проектирования.

Это можно объяснить тем, что применение вычислительной техники в области автоматизации труда конструкторов и технологов стало свершившемся фактом, доказало высокую эффективность и жизнеспособность этих решений. Перевод конструкторских и технологических подразделений на машинное проектирование позволяет в два-три раза сократить реальные сроки разработки чертежно-конструкторской документации. В отдельных случаях эффект может быть еще более значительным. За подробным описанием экономических аспектрв внедрения САПР отсылаю читателей к статье "Выгоден ли САПР для российского предприятия?", опубликованной в февральском номере журнале "САПР и Графика" за 1998 год.

Кроме того, использование вычислительной техники позволяет предприятию иметь столь необходимый сейчас "запас прочности" на случай столь частых сегодня непредвиденных ситуаций, таких как смена поставщика комплектующих, получение срочного заказа, необходимость быстрого внесения существенных изменений в проектную документацию и так далее.

В качестве примера можно привести опыт внедрения пакета КОМПАС-ГРАФИК на АООТ "Ликинский автобусный завод". После пожара на заводе двигателей в Набережных Челнах в апреле 1993 году практически прекратились поставки на ЛиАЗ двигателей от основного поставщика. Возникла необходимость срочно проработать несколько вариантов использования двигателей других производителей: Ярославского моторного завода, Барнаульского завода "Трансмаш", Козельского машиностроительного завода, германской фирмы МАН. Эти работы потребовали внесения значительных изменений в конструкторскую документацию по кузову, моторному отсеку, электрооборудованию и так далее. КБ электрооборудования, например, буквально захлебнулось в потоке извещений о конструкторских изменениях.

Рис. 1. Примеры типовых элементов чертежа жгута.

В этот момент было принято решение об автоматизации разработки рабочих чертежей жгутов проводов электрооборудования автобуса "ЛиАЗ-5256", выполняемых в КБ электрооборудования, с помощью системы КОМПАС-ГРАФИК.

Поскольку рабочие чертежи электрооборудования состоят в основном из ограниченного набора типовых элементов, было ясно, что можно достичь значительного повышения производительности труда конструктора за счет использования в процессе проектирования типовых элементов чертежей, оформленных в виде графических библиотек элементов (Рис.1).

Специалистами отдела САПР совместно с сотрудниками КБ электрооборудования были проведены работы по определению необходимой номенклатуры элементов и созданию соответствующих графических библиотек (гнезда, штыри, колодки, наконечники, изоляторы, колпаки и так далее), библиотек технических требований и справочников сечений проводов (Рис.2-4).

Далее было проведено обучение сотрудников КБ электрооборудования работе в чертежно-конструкторской системе КОМПАС-ГРАФИК и передача готовых библиотек и справочников в эксплуатацию.

Рис. 2. Разделы графической библиотеки.

Рис. 3. Пример содержимого раздела Колпаки.

Рис. 4. Пример содержимого библиотеки Технических требований.

Рис. 5. Пример содержимого раздела Типовые элемнты.

Рис. 7. Электромонтажный чертеж распределительного щита, выполненный с помощью системы КОМПАС-ГРАФИК

Практика подтвердила правильность принятого решения. Время на разработку документации сократилось в 7-8 раз, и проблема была решена. Затем аналогичные работы были выполнены по основанию автобуса, раме, моторному отсеку. За сравнительно короткое время было подготовлено около 1500 чертежей, которые в дальнейшем использовались конструкторами при выполнении компоновочных работ по двигателям и коробкам передач.

Использование КОМПАС-ГРАФИК позволило решить еще одну проблему. В настоящее время все более распространенным становится электронный обмен документацией между предприятиями. Так, например, габаритные и монтажные чертежи двигателя от американской фирмы Caterpillar были получены в электронном виде в формате рапространенной на Западе CAD-системы AutoCAD. С помощью утилиты обмена с AutoCAD, поставляемой фирмой АСКОН, полученные чертежи были перекодированы из формата DWG, используемого системой AutoCAD, в формат системы КОМПАС-ГРАФИК и затем использовались при выполнении компоновочных работ.

Таким образом, в настоящее время применение систем автоматизированного проектирования на стадиях конструкторской и технологической подготовки производства можно считать не данью моде, а насущной необходимостью.

Начало страницы...


Система куплена – что дальше?

Инициатором закупки системы чаще всего выступает руководство предприятия или руководители отделов или конструкторских бюро, которые яснее других понимают перспективы применения вычислительной техники.

Впрочем, инициатива может исходить и непосредственно от специалистов технологических отделов и конструкторских бюро. Общаясь с коллегами из других отделов и с других предприятий, посещая выставки и просматривая журналы, посвященные проблемам САПР, они проявляют большой интерес к этой теме и испытывают явное стремление перейти на машинное проектирование.

Вопросы, связанные с закупкой вычислительной техники, периферийного оборудования, с выбором нужного программного продукта достаточно широко освещаются на страницах специализированных журналов, таких как "САПР и Графика". Здесь же можно встретить полезные материалы, посвященные опыту внедрения и эксплуатации систем автоматизированного проектирования.

Так или иначе, решение о проведении работ по автоматизации конструкторских и технологических служб на предприятии принято, необходимые для этого средства найдены, и что же дальше?

Ниже в этой статье мы бы хотели остановиться на некоторых практических аспектах проведения подготовительных мероприятий к внедрению системы автоматизированного проектирования на предприятии.

Как правило, эти мероприятия носят ярко выраженный прикладной характер. То есть техника и программное обеспечение приобретается с конкретной целью  — ликвидировать какое-либо узкое место в процессе подготовки производства. На одних предприятиях это может быть проектирование изделий сложной формы, изготовление для них оснастки и разработка управляющих программ для станков с ЧПУ. На других предприятиях много времени уходит на разработку планировок производственных помещений и т.д.

Конечно, такой утилитарный подход вполне понятен и оправдан, учитывая ограниченность в средствах. Однако опыт показывает, что решение только локальных проблем в дальнейшем неизбежно выявит наличие и других узких мест. Поэтому наиболее дальновидные руководители понимают, что настоящий эффект от автоматизации будет получен в том случае, если оснащение рабочих мест будет носить массовый характер.

Поэтому немаловажным фактором, влияющим на выбор пакета для массового применения, оказывается ее стоимость. Приемлемая стоимость и наличие системы скидок на количество приобретаемых копий дают возможность организовать достаточное количество рабочих мест в конструкторских и технологических подразделениях. Именно в этом случае можно достигнуть существенного сокращения времени на проектирование новых изделий.

Перевод служб на машинное проектирование связан с закупкой сложной и довольно дорогой вычислительной техники и периферийного оборудования. К ним относятся мониторы большого формата, графические видеоконтроллеры, устройства ввода (сканеры) и вывода (струйные плоттеры, струйные или лазерные принтеры) графической информации. На некоторых предприятиях, где нет специального отдела или бюро, в задачи которого входит обслуживание средств вычислительной техники, могут возникать проблемы, связанные с настройкой и эксплуатацией этого оборудования. В таких случаях целесообразно заказывать комплексную поставку оборудования и программного обеспечения у одной фирмы-поставщика. Это позволит получить полностью подготовленные к эксплуатации рабочие места, сэкономить время на настройку оборудования и деньги на оплату труда привлеченных специалистов.

После приобретения и установки аппаратных и программных средств руководитель рассчитывает как можно быстрее получить реальную отдачу от вложенных средств. Однако тут возникает проблема со специалистами, которые будут использовать приобретенное оборудование и программное обеспечение. Работа с программными продуктами данного класса предполагает наличие у пользователя необходимых для этого знаний и навыков.

И здесь возможно два решения. Первое — сделать ставку на молодых специалистов, недавних выпускников учебных заведений. У руководителя возникает естественная мысль о том, что уж они-то на 100% должны быть подготовлены для использования современных технологий в области автоматизированного проектирования. Однако реально все обстоит несколько иначе. Среди молодых специалисты, выпускников средних специальных учебных заведений и даже вузов буквально единицы способны к самостоятельной работе в данной области, и делать ставку только на них невозможно.

К тому же умение виртуозно работать на компьютере для конструктора или технолога — это далеко не главное. Главное, чтобы он был хорошим специалистом в своем деле. Ни один компьютер не может заменить знаний и опыта, которым обладают сотрудники со значительным стажем, однако компьютер может помочь такому специалисту работать с гораздо большей отдачей, значительно увеличить его творческий потенциал. Обучить компьютерным технологиям можно практически любого человека, это вопрос сравнительно недолгого времени. А вот на подготовку квалифицированного конструктора может потребоваться несколько лет. Поэтому ключевым моментом при подготовке кадров для работы с системами САПР является обучение именно специалистов данного подразделения, обладающих необходимой квалификацией и опытом в предметной области.

При этом состав сотрудников может быть самым разнообразным — мужчины и женщины, молодые специалисты, недавно пришедшие на предприятие и опытные инженеры, проработавшие по специальности не один десяток лет. Часто оказывается, что пожилые сотрудники, вопреки всем ожиданиям, выходят в лидеры и могут дать фору молодежи. Женщины, как правило, отличаются усидчивостью, целеустремленностью, дотошностью, желанием вникнуть во все до мелочей.

Итак, вторым и наиболее правильным решением является проведение курса обучения по технологиям САПР для имеющихся специалистов данного подразделения.

Начало страницы...


Обучение САПР – как это делается

Как показывает опыт внедрения систем КОМПАС на целом ряде предприятий, не имеет особого значения ни возраст, ни пол, ни наличие каких-либо предварительных навыков у обучающихся. Из прошедших обучение специалистов кто-то раньше, кто-то позже, но в конечном итоге все оказываются достаточно подготовленными для самостоятельной работы. Причем после перехода на машинное проектирование никто и никогда по своей воле не возвращается за кульман.

Достаточно важен вопрос о месте проведения обучения. Обучение можно провести как на специализированных курсах, так и непосредственно на предприятии. Оба варианта имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Обучение на курсах связано с отрывом от производства целой группы специалистов и с оплатой их командировочных расходов и расходов на проживание. Зато предприятие освобождается от различных мероприятий, связанных с организацией и проведением обучения. Этот вариант наиболее приемлем, если предполагается послать на обучение небольшое количество сотрудников, обычно не более двух-трех человек.

Если же предполагается обучение целой группы сотрудников, тогда курсы лучше проводить непосредственно на предприятии с вызовом специалиста с фирмы-поставщика. Как правило, при этом назначается ответственный сотрудник, который курирует процесс обучения и помогает оперативно решать возникающие проблемы

При проведении обучения на предприятии необходимо выполнить некоторые предварительные действия: подготовить помещение, нужное количество рабочих мест, провести подготовку компьютеров, настройку аппаратного и программного обеспечения. Это работу обычно выполняют специалисты подразделений по поддержке вычислительной техники на данном предприятии. В противном случае необходимо выделить отдельное время специалистам фирмы-поставщика для проведения этих мероприятий.

Об обеспечении нужного количества рабочих мест для обучения хочется сказать особо. Непременным условием считается наличие отдельного рабочего места для каждого учащегося. Если специалист оказывается в роли простого зрителя, то он просто попусту потратит время, не приобретя никаких практических навыков.

Если обучение проходит непосредственно на предприятии, специалист, помимо обучения, обычно продолжает выполнять текущую работу, от которой его никто не освобождает. Это связано с постоянными телефонными звонками и отвлечением специалистов для решения неотложных вопросов, что отрицательно сказывается как на качестве подготовки, так и на самом ходе учебного процесса. Поэтому желательно провести обучение в то время, когда отвлечение специалистов от учебного процесса может быть минимальным.

Как показывает практика, сорока часов вполне достаточно для освоения КОМПАС-ГРАФИК в объеме, необходимом для самостоятельной работы.

Как же удается провести обучение в столь сжатые сроки и достигнуть желаемых результатов при приемлемом качестве обучения? Для этого специалистами АСКОН разработана специальная методика, которая прошла практическую проверку при обучении на нескольких предприятиях и доказала свою эффективность.

Теперь остановимся на основных проблемах, возникающих непосредственно при обучении специалистов и том, как они решаются.Наибольшие трудности возникают в том случае, если у обучающихся вообще нет никаких навыков работы на персональном компьютере. При изложении материала очень желательно, чтобы пользователь имел хотя бы начальные сведения о работе с компьютером. Неважно, работал ли он ранее с какой-либо прикладной системой, выполнял расчеты с помощью электронной таблицы или просто занимался подготовкой текстовых материалов с помощью любого текстового редактора. При работе на персональном компьютере, особенно в современных операционных системах, многие действия являются типовыми и выполняются совершенно одинаково во многих прикладных программах (ввод и редактирование текстов с клавиатуры, выполнение команд в с помощью комбинаций клавиш, управление программой с помощью мыши и т.д.). Замечательно, если пользователи имеют некоторые навыки работы на ПК, и тем более если они работали ранее с какой-либо САПР. В таком случае процесс идет значительно быстрее и эффективнее.

Минимальная предварительная подготовка специалистов, хотя и является желательной, но все же не имеет принципиального значения. В любом случае в начале курсов выясняется общий уровень подготовки аудитории. При необходимости обучение начинается буквально с нуля. Дается необходимый минимум сведений по работе с операционной системой, правилами организации хранения информации на магнитных носителях, ее структурированием, обозначением документов и доступа к ним, как правильно включить и выключить компьютер и т.п.

Другая проблема заключается в большом объеме материала, который необходимо освоить слушателям. Современные программные продукты являются достаточно сложными изделиями. Предоставляя пользователю большие возможности, они требуют изучения и запоминания большого количества команд. Эта проблема решается двумя путями. С одной стороны, сам программный продукт должен быть достаточно дружественным по отношению к пользователю. Удобный интерфейс, наличие простых и понятных средств ввода и редактирования геометрических объектов и элементов оформления чертежа, встроенные системы подсказок и контекстная помощь являются решающими условиями для успешного проведения обучения. В этих условиях наглядно проявляется одна из принципиальных особенностей КОМПАС-ГРАФИК — простота освоения. Оставаясь эффективной профессиональной системой, профессиональным программным продуктом, с помощью которого можно выполнить чертеж любой сложности, он полностью удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям по "дружественности". В этом заключается одно из его преимуществ перед зарубежными аналогами, на освоение которых может потребоваться в три-четыре раза больше времени.

Разработчики системы сделали все возможное, чтобы превратить программу в удобный инструмент повседневной работы конструктора. Специалист работает с привычными ему понятиями — лист чертежа, вид, основная надпись, технические требования. Огромным преимуществом является наличие полного комплекта простых и эффективных средств оформления чертежа в полном соответствии с ЕСКД. Особенно важно, что спустя достаточно короткое время конструктор начинает чувствовать, что эта система удобна для него, что он работает в комфортной обстановке. Точнее говоря, он просто оказывается огражденным средствами системы от большого количества проблем, которые неизбежно возникли бы при изучении многих других продуктов того же класса.

У начинающих пользователей часто возникают сомнения в своих силах, неверие в саму возможность овладеть новым для них инструментом. Простота освоения и работы с системой помогает преодолеть этот психологический барьер.

Рис. 8. Пояснительный рисунок к теме Основные элементы интерфейса КОМПАС-ГРАФИК

Другим средством решения проблемы большого объема материала является сама методика его изложения. Во-первых, ситуация не оставляет времени на какие бы то ни было лекции или другие теоретические занятия. Буквально с первых минут пользователь начинает работать с компьютером, а необходимый минимум теоретической информации приводится непосредственно в ходе занятий. И хотя учащиеся по привычке приходят на занятия с ручками и тетрадями, время для проведения записей сведено к минимуму. Это компенсируется заранее подготовленными методическими материалами, комплект которых выдается каждому учащемуся. В комплект входят рисунки с описанием элементов интерфейса, систем координат, списки наиболее часто используемых клавиатурных команд, основные термины и определения, таблицы параметров объектов чертежа и так далее. Сэкономленное за счет готовых раздаточных материалов время используется на выполнение максимального количества практических занятий.

Рис. 9. Пояснительный рисунок к теме Единицы измерения и системы координат

В процессе обучения приходится решать две взаимоисключающие проблемы.

С одной стороны, преподаватель должен познакомить пользователей с максимально возможным количеством средств системы, позволяющих строить, редактировать и оформлять электронные чертежи, охватить как можно большее количество команд.

С другой стороны не хотелось бы свести обучение к банальному построению отрезков, окружностей, дуг и т.д. Специалиста нужно научить применять эти команды, познакомить с многочисленными типовыми приемами построения чертежа, решению практических задач, которые встанут перед специалистом после того, как он останется один на один с системой после обучения.

Для этого разработана специальная методика, которая заключается в следующем. Обучение строится на заранее разработанных примерах, оформленных в виде графических файлов-заданий в формате фрагментов КОМПАС-ГРАФИК. Всего таких заданий около 250. Упражнения построены таким образом, что пользователь учится не просто построению абстрактных отрезков, окружностей, прямоугольников и так далее, а именно решению конкретных задач, которые встречаются на практике.

Графическая часть файла-задания обычно состоит из двух частей. Одна из них помечена как Образец. На образце изображено то, что пользователи должны получить в результате выполнения задания. Образец дан исключительно для демонстрационных целей, чтобы специалист мог сам проконтролировать правильность выполнения упражнения.

Рис. 10. Пример файла-задания

Рядом с образцом расположено само задание. Именно здесь конструктор выполняет все построения.

Последовательность выполнения всех упражнений изложена в специальном Практическом Руководстве объемом около 450 страниц. Оно охватывает все основные команды системы, причем примеры применения команд даются на конкретных ситуациях, которые часто встречаются при выполнении реальных машиностроительных чертежей.

Рис. 11. Пример файла-задания на тему Штриховка областей

Порядок выполнения задания дается в виде последовательных пронумерованных шагов. Следуя указаниям преподавателя, учащийся выполняет предлагаемое задание. Поскольку при выполнении чертежей одно и то же построение можно выполнить несколькими способами и предлагаемый порядок действий является далеко не единственным, то в разных заданиях по возможности используются различные приемы выполнения типовых действий. При этом пользователь постепенно учится самостоятельно определять наиболее оптимальный из них.

 Такой порядок изложения материала, с одной стороны, значительно упрощает и ускоряет усвоение материала, но, с другой стороны, имеет и свои отрицательные стороны. Пользователь не заметно для себя может просто механически выполнять указания преподавателя. Поэтому от него требуется творческое отношения к выполнению задания.

Рис. 12. Пример задания для самостоятельного выполнения на тему Построение фасок

В задачу преподавателя входит следить за тем, чтобы учащиеся избегали механического выполнения приведенных в упражнениях последовательностей команд. При работе с заданиями учащийся должен ясно представлять себе поставленные перед ним задачи и то, какими средствами системы эти задачи решаются.

Этому способствуют многочисленные задания для самостоятельного выполнения, предлагаемые в процессе изучения каждой конкретной темы. Самостоятельное выполнение заданий стимулирует у учащегося творческое осмысление полученной информации и закрепление полученных знаний. Возникающие трудности тут же решаются при помощи преподавателя.

Рис. 13. Пример задания для самостоятельного выполнения на тему Простановка размеров

Использование подобной методики позволяет значительно сократить время на освоение каждой конкретной команды, сосредоточить внимание слушателей именно на ее особенностях. При этом специалисты проявляют большой интерес к выполнению заданий, занимаются с удовольствием и увлечением. По мере накопления опыта и появления некоторых навыков количество заданий для самостоятельного выполнения постепенно возрастает.

Большой объем материала, предлагаемый во время обучения, может породить у учащихся опасение, что они не в состоянии освоить его за отведенное время. В этих условиях от преподавателя требуется помочь учащимся поверить в свои силы, не пугать их, создать во время обучения непринужденную атмосферу.

От преподавателя также требуется хорошо организовать учебный процесс, привнести в него элемент состязательности, поощрять успехи учащихся, побудить их к активному участию в процессе обучения, заставить мыслить и самостоятельно находить решения, которые не лежат на поверхности, предлагать свои варианты выполнения заданий. В процессе обучения важно выяснить, какие именно проблемы наиболее остро стоят перед конкретным специалистом и обратить внимание на те средства системы, которые позволят эти проблемы решить.

Очень часто в начале курсов находятся скептики, которые заявляют, что те же самые построения на кульмане они выполнят в два раза быстрее. Однако спустя некоторое время их мнение меняется прямо на противоположное . Они самостоятельно приходят к выводу о том, что использование САПР позволит им в несколько раз быстрее выполнять порученную им работу.

Обучение обычно проводится в течении недели, занимая полный рабочий день с перерывом на обед. И здесь возникает еще одна проблема — для человека, тем более неподготовленного, чисто физически бывает трудно эффективно работать столь продолжительное время. Частично эта проблема решается рациональным распределением нагрузки в течение дня. В первой половине дня дается более сложный материал, а во второй половине учащиеся выполняют более простые задания и несложные самостоятельные работы.

К сожалению, ни на одних курсах невозможно полностью познакомить специалистов со всеми возможностями изучаемой системы. Поэтому важно привить специалисту навыки самостоятельной работы, чтобы он смог самостоятельно начать работу и позднее постепенно разобраться с материалом, не вошедшим в учебный курс, научить использованию системы для решения конкретных задач, стоящих именно в данном подразделении. И в этом специалистам окажет большую помощь книга "КОМПАС-ГРАФИК 5.Х. Практическое руководство", входящая в комплект поставки пакета. Она представляет собой типографский вариант учебных курсов по работе с КОМПАС-ГРАФИК, то есть те же самые примеры по использованию системы с описанием порядка их выполнения. Руководство можно использовать для закрепления полченных на курсах знаний или для самостоятельного изучения программы.

В ходе обучения непременно следует обратить внимание специалистов на вопросы, связанные с сохранностью данных, так как ничто так не разочаровывает и не раздражает конструктора, как утрата созданных им с таким трудом первых документов. Необходимо дать информацию о бесперебойном питании, средствах операционной системы, позволяющих восстанавливать случайно удаленные документы, средствах автосохранения КОМПАС-ГРАФИК, правильном использование резервных копий документов и организации резервного копирования данных, защите от компьютерных вирусов.

Часто во время обучения можно обнаружить скрытые потребности в дополнительных программных средствах. Кроме того, у пользователей часто рождаются дополнительные идеи относительно ликвидации узких мест в производственном процессе.

Рис. 14. Пример рабочего чертежа червячного вала, выполняемый в конце курсов

Иногда специалисты опасаются возможных сокращений на предприятии, которые могут, по их мнению, быть следствием внедрения автоматизированных систем, и здесь трудно дать какие-либо практические рекомендации. Однако у этой неприятной проблемы есть и своя положительная сторона — опасения порождают дух соревнования, ведь никто не хочет быть последним и остаться в стороне. Важно, чтобы эта соревновательность носила здоровый, конструктивный характер.

После того, как заканчивается знакомство с основными средствами системы, наступает время практического черчения. На заключительно этапе обучения вся группа выполняет два типовых машиностроительных чертежа, например, показанный на Рис.14 чертеж червячного вала с простановкой размеров и технологических обозначений, построением дополнительного сечения, выносок и таблицы.

Рис. 15. Деталь Рукоятка

Во втором выполняемом чертеже упор сделан на моделировании геометрии (показанный на Рис.15. чертеж детали Рукоятка со сложным контуром).

Возможен вариант построения конкретной детали, типичной для данного предприятия, или даже конкретного проекта, который не является срочным. Выполнение реальных чертежей помогает пользователям применить полученные знания на практике и преодолеть психологический барьер "первой линии" и "первого чертежа".

И, наконец, учащимся предлагается построить чертеж сборочной единицы на основе заранее подготовленных рабочих чертежей входящих в эту сборку деталей.

В конце курса учащиеся сдают небольшой экзамен, во время которого им предлагается выполнить рабочий чертеж несложной детали по образцу (пластины, вала, оси, кронштейта и т.д).Специалистам, успешно сдавшим экзамен, выдается фирменный сертификат об окончании курсов.

После прохождения курсов у специалиста наступает период осмысления полученных знаний и накопления навыков практической работы. В этот момент главное  — не делать перерывов, а сразу продолжать работу с системой. От руководства предприятия или отдела в этот момент требуется понимание того факта, что специалист осваивает новый, подчас экзотический для него инструмент. Отсюда вывод — не нужно требовать невозможного, то есть немедленной отдачи. Она придет само собой, и значительно раньше, чем можно ожидать.

В начальный период происходит накопление опыта работы, создание собственных библиотек типовых элементов, накопление наработок. Этот процесс обычно занимает одну-две недели, после чего пользователь полностью осваивается с системой, она становится для него удобным повседневным инструментом. Уже в этот момент наблюдается рост производительности труда, который в отдельных случаях может быть значительным.

В качестве примера можно привести завод мостовых конструкций (станция Столбовая Чеховского района Московской области). Коллектив конструкторского отдела этого предприятия сугубо женский. После проведения краткосрочного обучения и нескольких последующих консультаций (для их проведения специалист АСКОН по обучению пользователей несколько раз выезжал на предприятие) сотрудники отдела приступили к самостоятельной работе в системе КОМПАС-ГРАФИК 5.3. Уже в первые недели эксплуатации системы, благодаря большому количеству типовых чертежей, появилась возможность эффективно использовать прием проектирования по образцу и за счет этого сократить срок подготовки конкретного проекта. Спустя примерно месяц после начала эксплуатации системы руководство предприятия приняло решение о закупке дополнительных рабочих мест.

На фабрике игрушек в городе Лобня Московской области применение системы позволило специалистам сократить время на вычерчивание контуров сложных деталей и прессформ, значительно облегчило компоновку ранее спроектированных деталей на литьевой форме.

В ходе промышленной эксплуатации системы у пользователей могут появиться дополнительные вопросы. Могут также возникать проблемы, связанные с установкой и настройкой системного программного обеспечения, периферийного оборудования. Здесь трудно переоценить обеспечиваемую фирмой-поставщиком возможность технической поддержки и сопровождения. Пользователи имеют возможность, предварительно сформулировав проблему или подготовив список вопросов, получить консультацию у технических специалистов непосредственно на фирме или по телефону, телефаксу, электронной почте. Практикуется и повторный выезд специалиста на предприятие, который очень часто позволяет решить все возникшие вопросы.

Начало страницы...

Продукты и решения КОМПАС Опыт успешной автоматизации Обучение персонала — ключ к успешному внедрению Управление электронным документооборотом Гемма-3D
Главная Программное обеспечение Статьи Прайс-листы Инициативы О компании
Hosted by uCoz